Наверняка многие наши читатели среднего возраста и старше мастерили скворечники. А как насчет совятников? На излете Года охраны окружающей среды их строят нижегородские экологи из дружины охраны природы ННГУ на средства известной федеральной корпорации, а также на свои кровные. Об этом корреспонденту «НН» рассказал сотрудник нижегородского экоцентра «Дронт», орнитолог Алексей Левашкин.
Для сплюшек и неясыти
— Мы реализуем проект по привлечению сов в искусственные гнездовья — совятники. Они похожи на скворечники, только большего размера. В Нижегородской области гнездятся 11 видов сов, значительная часть из них живет в дуплах. Но дело в том, что в лесах, омоложенных рубками, наблюдается явный дефицит пригодных для гнездования дупел. Особенно актуальна эта проблема для крупных видов сов — серой и длиннохвостой неясытей. Поэтому установка совятников способствовала бы увеличению численности или даже образованию новых гнездовых группировок определенных видов сов.
В том, что «квартирный вопрос» для сов актуален, Алексей убедился много лет назад. Еще девятиклассником он повесил четыре совятника: уже на следующий год все они были обжиты птицами и являются обитаемыми по сей день. Сейчас будет установлено 60 совятников для длиннохвостой неясыти, сплюшки, мохноногого сыча и воробьиного сычика.
— Домики разместятся преимущественно в трех районах области — Богородском, Володарском и Кстовском, а также в Зеленом Городе, в основном на особо охраняемых природных территориях, где лес заведомо рубить не будут, и наша работа не пройдет впустую, — отмечает Алексей. — Конечно, бывает, что гнездовья срывают с деревьев, а то и расстреливают из ружей — мы и с таким сталкивались, но это уже просто варварство.
Один удар — восемь дырок
По словам нашего собеседника, в экологии нет слов «полезный» и «вредный». Но, если иметь в виду практическую деятельность сов, они, безусловно, для человека «полезны», так как питаются мышевидными грызунами, которые являются переносчиками опасных для человека заболеваний. Пара сов за лето уничтожает около тысячи этих вредителей. Если же сова живет недалеко от полей, она не только улучшает эпидемиологическую обстановку, но и помогает сельскому хозяйству — что, кстати, актуально для того же Богородского района, утверждает орнитолог Левашкин.
— О жизни сов орнитологам известно очень мало, — сообщает Алексей. — Связано это с тем, что сова — птица скрытная. Так, за несколько лет я сумел обнаружить всего два естественных гнезда длиннохвостой неясыти, а вот в 2012 году буквально за неделю мы проверили около 50 жилых гнезд в установленных нами ящиках. Птицы были буквально как на ладони! А между тем неясыть — очень опасный объект для изучения. Каждый год мы проверяем заселенность установленных совятников. Для этого приходится забираться на каждое гнездовье, и, понятное дело, взрослым совам это не нравится. И они атакуют! Приходится надевать плотную одежду, а на голову шлем, иначе «один удар — и восемь дырок» — столько у сов острых когтей. Но куда деваться, ведь необходимо окольцевать и сфотографировать птенцов! Так что, занимаясь восстановлением мест гнездования взамен утраченных в ходе тех же вырубок, мы заодно облегчаем себе работу по исследованию ночных хищников.
Мария ФЕДОТОВА.
Фото Алексея ЛЕВАШКИНА.