Юрий БАШМЕТ:Гениев воспитывают фанаты»

Юрий БАШМЕТ:Гениев воспитывают фанаты»

В 1978 году Святослав Рихтер собрал самых талантливых студентов Московской консерватории в ансамбль и привез их в Нижний Новгород. Они сфотографировались во дворе Кремлевского концертного зала: вот стоят совсем юная Наташа Гутман, молоденький Олег Каган, на заднем плане скромный юноша в курточке — Юра Башмет. Сегодня Башмет сам собрал оркестр — и тоже привез его в Нижний Новгород.

Принцессы поглядывают на невест

Какая невероятная, огромная работа должна была быть проделана для того, чтобы прослушать сотни талантливых детей по всей стране и собрать из самых-самых Всероссийский юношеский симфонический оркестр, первый в своем роде. Когда-нибудь, когда они сами станут Третьяковыми и Башметами, эти мальчики и девочки поймут, что играли с живыми легендами. На таком приподнятом настрое и прошла встреча маэстро Башмета с журналистами.

— Среди оркестрантов нет ни одного нижегородца. Почему в нашем городе не проводился отбор в ваш коллектив?

— Дело в том, что мы не ездили специально на прослушивания как таковые: при графике более чем двести концертов в год нереально еще и выезжать дополнительно в музыкальные школы и училища разных городов. Ребят слушали там, где мы оказывались с концертами: в день нашего выступления их приводили, мы их по нескольку часов слушали, и лучшие попадали в оркестр. В этом году у нас собрались ребята из 32 городов; в прошлом — из 28.
Все очень разные. За одним пультом скрипок, например, сидят девятилетняя принцесса и вполне совершеннолетняя невеста, причем малышка, играя, на всякий случай посматривает на старшую. Эти ребята очень одаренные, однако опыта игры в оркестре нет никакого. При этом учатся очень быстро, устают порой, теряют концентрацию — но очень стараются. А что касается отсутствия нижегородцев в оркестре — это не так. На ударных играет нижегородец, Даниил Беликов, правда, сейчас он учится в Москве…

— Вы объездили всю страну, повидали множество музыкальных школ. Насколько хороши условия, в которых занимаются будущие гении?

— Главное в воспитании таланта — семья и учителя. Если в городе есть педагог, фанат какого-либо инструмента, там, как правило, получаются молодые гении, играющие на этом инструменте.

Один значок меняет смысл

— Чем обусловлен выбор столь хрестоматийной программы?

— Я всегда, если это не альтовые премьеры, стараюсь играть что-то известное — но исполняя так, словно это было раньше неизвестно. Инерция исполнительских традиций и восприятия «замыливает» самые замечательные трактовки и ноу-хау. К примеру, в моцартовской Lacrimosa, согласно исполнительской традиции в финале, при появлении мажора принято делать форте. Я просмотрел пять партитур и ни в одной из них не обнаружил указаний на это. А ведь если петь так, как задумал композитор, возникает другая драматургия, иные смыслы. На репетиции я буквально сражался с участниками хора, убеждал, объяснял, подбегал к каждому, в партии писал значок «форте», а затем жирно зачеркивал его. И в конце концов они спели правильно — так, как я хотел!

— Вы отправились в турне по пяти городам. Везде играете одну и ту же программу с Виктором Третьяковым?

— Да. А что будет на следующих гастролях, кто станет солистом — не знаю. В июне мы будем играть в Большом зале Берлинской филармонии. Также оркестр занят в культурной программе сочинской Олимпиады…

Мария ФЕДОТОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Кстати

Юрий Башмет вновь выйдет на сцену Нижегородской филармонии 5 июня в программе Сахаровского фестиваля.

Следите за нашими новостями в удобном формате