Что важнее иметь в 20 лет — добротное образование или солидный достаток? Казалось бы, ответ очевиден, однако многие современные молодые люди считают, что деньги могут заменить знания.
Знания для избранных
Опрос, проведенный Институтом
«Я учусь ради корочек, диплома, а работать по специальности все равно не буду», — такие заявления студентов, к сожалению, не редкость. Среди опрошенных молодых людей 72 процента убеждены, что им не светит качественное образование.
Доступность университетских знаний подрастающее поколение напрямую связывает с материальным благополучием семьи. Поступить на бюджетные места удается далеко не всем, остается вариант пойти на платное отделение. Но даже в группе обеспеченной молодежи, согласно опросу, учиться платно доступно лишь каждому десятому. Среди тех, у кого средний достаток, учебу за деньги не потянут 38 процентов, а 54 процента честно признались, что в случае получения платного образования им придется отказывать себе во многом.
Справка «НН»
В Приволжском федеральном округе сосредоточено 17 процентов вузов России (446 высших учебных заведений с учетом филиалов), в которых работают более 75 тысяч преподавателей. Из них 12 процентов имеют ученую степень доктора наук, 55 процентов — кандидата наук. Общая численность студентов составляет 1,3 млн человек, из них 1,1 млн обучаются в государственных вузах. Из 29 существующих сегодня в России национальных исследовательских университетов 8 расположены в ПФО.
Ситуация такова, что студенты даже дневного отделения вынуждены подрабатывать. Работают ребята в ущерб учебе. «Некоторые появляются на занятиях как красно солнышко. Потом беседуешь с таким прогульщиком на экзамене, выясняется, что из твоего предмета он вынес минимум», — делится наблюдениями преподаватель нижегородского классического университета.
Президент Российского союза ректоров, ректор МГУ академик Виктор Садовничий назвал тревожные цифры. За последние 10 лет доля выпускников вузов, работающих по специальности, уменьшилась, примерно каждый третий трудится не по профилю.
Формирование профессиональной мотивации, по его мнению, одна из важнейших задач вузов на сегодня. Стране нужны технические и инженерные кадры, и высшая школа не должна быть оторвана от реального сектора экономики. Абитуриенты же в большинстве своем мечтают о профессии экономиста, юриста, социолога. А этих специалистов и так уже переизбыток.
Проверку-то прошли
В 2013 году начался второй этап оптимизации высшей школы. Собравшиеся на совете ректоров вузов Приволжья ученые мужи должны были подвести итоги проделанной работы и обсудить актуальные проблемы университетского образования. Однако о сложностях выступающие говорили немного — доклады некоторых ректоров больше напоминали отчеты о достижениях.
Кстати
В министерстве образования Нижегородской области убеждены, что в XXI веке учеба в вузе стала гораздо доступнее. В
1980-е годы в регионе10-й класс заканчивали от 45 до 55 тысяч выпускников. При этом в местных вузах насчитывалось пять тысяч бюджетных мест. Сегодня11-й класс заканчивают порядка 13 — 15 тысяч выпускников, а бюджетных мест 7,5 тысячи плюс примерно такое же количество внебюджетных мест.
По словам полномочного представителя президента РФ в ПФО Михаила Бабича, в кулуарах он слышит иные речи — в вузах жалуются на низкое качество подготовки абитуриентов, студенты указывают на недостаточно высокий уровень преподавания в высшей школе, у работодателей претензии к дипломированным специалистам…
Михаил Бабич также обратил внимание на старение преподавательского состава.
В стране остается большое количество неэффективно работающих вузов, выпускающих студентов с низким уровнем подготовки. Как прозвучало на совете ректоров, такие заведения необходимо либо модернизировать, либо отказываться от них. И такая работа уже ведется.
К слову, нижегородские вузы сумели доказать свою состоятельность. Как рассказал начальник сектора программ высшего и среднего профессионального образования, подготовки
По чужим правилам
Еще одна актуальная задача, которая стоит перед высшей школой, — добиваться конвертируемости российских дипломов.
Не может не беспокоить, что российские вузы занимают низкие места в международных рейтингах или туда не попадают вовсе. Исключение составляет МГУ, который входит в первую сотню почти всех международных рейтингов. По некоторым областям у москвичей неплохие позиции в мире —
Между тем
Результатами модернизации образования в стране удовлетворены только 14 процентов молодых людей и лишь 6 процентов родителей. Однако, по признанию зарубежных коллег, по оснащенности российские вузы превосходят западные. Проблема лишь в том, что наши университеты мало это оснащение используют.
Образование на Западе — это прибыльный бизнес, а рейтинги лишь инструмент этого бизнеса. На объективную оценку российским университетам едва ли приходится рассчитывать. Правительство поставило задачу к 2020 году минимум пяти российским вузам войти в первую сотню. С этой целью господдержка была выделена 15 региональным университетам, в числе которых ННГУ имени
Попасть в число лучших непросто — составители рейтингов ориентированы на англосаксонскую модель образования, которая отличается от российской. Среди экспертов, оценивающих вузы разных стран, практически нет наших представителей. Кроме того, правила игры, по которым составляются эти списки, систематически меняются, о чем зарубежные коллеги не считают нужным своевременно извещать российскую сторону.
Если бы среди критериев присутствовала оценка числа выпускников, работающих в сотне лучших университетов мира, то Россия была бы на коне — наши выпускники работают повсюду.
Сегодня вузовскими рейтингами недовольны не только в России. Например, Гамбургский университет даже подал протест. А Европа решила создать свой
Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Не сойти бы с дистанции
Обучаться при помощи этого метода многим крайне тяжело
«Никто ее не заставляет, а она учится и учится. Я бы таким людям ордена давала!» — искренне восхищается
В Южной Корее, Японии и США можно получить диплом о высшем образовании, ни разу не появляясь в стенах того или иного университета. В России пока такой возможности нет. Ректор Нижегородской правовой академии Сергей Гришин убежден, что в нашей стране это и не нужно. Для того чтобы сегодня учиться дистанционно, необходимо не только иметь собственный компьютер, доступ в Интернет и
В то же время нельзя не согласиться с ректором Нижегородского института менеджмента и бизнеса Александром Егоршиным, который уверен, что программы электронного университета дистанционного обучения необходимы людям с ограниченными возможностями, которых в Нижегородской области насчитывается 280 тысяч человек. Кроме того, это дополнительная возможность учиться для женщин, находящихся в декретном отпуске. Дистанционное образование дает шанс заключенным, отбывающим наказание, а их порядка 19 тысяч человек, и сотрудникам ГУФСИН России по Нижегородской области (это 14 тысяч человек).
По данным мониторинга Министерства образования РФ, электронный вариант дистанционного обучения в настоящее время имеют 82 университета в России.
Тем временем
Более пяти тысяч врачей повысили свою квалификацию в Нижегородской медакадемии с помощью дистанционных технологий за последние четыре года.