Как чудесно читал Есенина Сергей Никоненко! Сердце обмирало при встречах поэта с родной деревней, тревожно колотилось под диалог с «черным человеком», взлетало в моменты зримой пейзажной лирики. Шукшинское «Верую» — серьезный вроде бы рассказ о болящей душе простого человека, завершающийся буйным, праисторическим плясом героев рассказа, словно ураган, пронесся по переполненному филармоническому залу, став великолепным финалом выступления. Неудивительно, что в артистическую выстроилась очередь благодарных нижегородцев, потрясенных мастерством актера.
Жаль, пропала раскладушка
В отличие от подавляющего большинства столичных гостей, Сергей Петрович не
— Вы читаете так, словно авторы текстов — ваши близкие знакомые…
— А я был хорошо знаком с Шукшиным! Правда, многим из тех, с кем я был знаком, сейчас поставили памятники. Иду на работу — и встречаю памятники вместо людей. Володю Высоцкого у Покровских ворот: мы с ним, бывало, чистый спирт пили. Разбавленный томатным соком. У моего родного ВГИКа стоит Шпаликов: у Геннадия Федоровича я снимался, кстати, в тогдашнем Горьком, точнее, в селе Зименки…
А Шукшин часто приходил на наш курс. Был он тогда без работы и без определенного места жительства, ночевал на вокзалах. Иногда проникал через окна первого этажа в общежитие ВГИКа и пользовался койкой
Так вот Василий Макарович. Я, к стыду своему, наверное, был самым последним человеком, который осознал, что передо мной — грандиозный писатель. Он уже печатался в «Новом мире», а Твардовский, главный редактор журнала, — кстати, этим летом я открывал ему памятник на Страстном бульваре и читал его стихи про Теркина — он халтуру не пропускал, и если
Вся надежда на импровизацию
— На концерте вы заставляли зрителей то плакать от смеха, то замирать в ужасе. Между тем вас принято считать актером скорее комического плана…
— Мне всегда нравилось играть разноплановые роли — и комические, и трагические. В институте, в дипломных спектаклях я играл Гамлета, Смердякова и старца Зосиму, Лжедмитрия и слугу Гришку в комическом эпизоде «Дядюшкиного сна». Еще один дипломный спектакль — «Карьера Артуро Уи», где Губенко играл Артуро Уи, то есть Гитлера, а я был Дживоле, прообразом которого для Брехта послужил Геббельс…
— Так где же проходит грань между комическим и трагическим — в актере или в зрителе?
— Ну, конечно, актер должен
Остался пятый вариант
— Что вы читали на вступительных экзаменах во ВГИК?
— Вообще до того, как поступать, я занимался в студии художественного слова московского Дома пионеров. Там же занимался Авангард Леонтьев; помню, как он десятилетним мальчиком декламировал «Золотого петушка». Я читал очень много — Некрасова, Твардовского, Маяковского. К Есенину, правда, пришел не сразу; его предложила мне наша руководительница, создатель студии Анна Гавриловна Бовшек — уникальный педагог, удивительный человек…
К окончанию школы в моем репертуаре было
Мария ФЕДОТОВА.
Фото kinomania.ru.
Справка «НН»
Сергей Петрович НИКОНЕНКО — советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер, народный артист РСФСР. Родился в 1941 году в Москве. В 1964 году окончил ВГИК как актер, а в 1971 году получил там и режиссерское образование. Сыграл более чем в 210 фильмах и сериалах («Звонят, откройте дверь», «Дворянское гнездо», «Преступление и наказание», «Пой песню, поэт», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Зимний вечер в Гаграх», «Мастер и Маргарита»; «Каменская», «Гибель империи», «Станица»). Писал сценарии; является режиссером 15 кинокартин («А поутру они проснулись», «Хочу вашего мужа» и др.) и сериала («Аннушка»). Возглавляет Есенинский культурный центр в Москве.