Про то, что от сумы и тюрьмы в России никто не застрахован, знает все взрослое население страны. И, похоже, оспорить этот постулат никто не собирается. Но, оказывается, уже попавшим в места лишения свободы получить своего рода «охранную грамоту» вполне реально: кое-где уже начали страховать заключенных на случай получения инвалидности и тяжелых заболеваний, а также несчастных случаев. А в ближайшее время в Госдуме вообще назначено обсуждение вопроса о введении обязательного страхования в местах лишения свободы.
Скрытые условия
Пока, по информации Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области, в нашем регионе осужденных страховать еще не начали.
— Буквально на днях к нам поступило предложение от одной из страховых компаний, — говорит председатель ОНК Александр Листков. — Я знаю, что, к примеру, в Ленинградской области такая работа уже ведется, однако пока
Итак, компания предлагает страхование от риска заболевания туберкулезом, от несчастных случаев и даже на случай смерти. Например, по тому же туберкулезу цена полиса составляет 60 тысяч рублей, а страховой взнос — 3 тысячи.
— Уже сейчас могу сказать, что форма заявления на страховку мне не нравится. Там много скрытых условий, которые человеку и на
Родня поможет
— Мы уже застраховали по России более 500 заключенных, но пока выплат по предусмотренным договором случаям еще не было, — рассказал «НН» специалист Приволжского окружного филиала той самой компании. — Страхователем по договору будет выступать
Правда, есть возможность принимать взносы и от самих заключенных, но пока таких прецедентов не было. Среди страховых случаев — впервые диагностированное заболевание туберкулезом, что очень актуально для мест лишения свободы, и смерть, наступившая в период отбывания наказания.Также есть страхование от несчастного случая, в результате которого наступила инвалидность первой или второй группы, а то и летальный исход.
Если сам страхователь не может получить необходимые документы, то поможем. Мы считаем так: когда у заключенного есть полис, то и администрация колонии к нему должна относиться немножко
Решать самим
— По действующему законодательству человек, осужденный на лишение свободы, не имеет права покидать зону, но он не лишен права на сохранение здоровья и на жизнь, — говорит Александр Листков.
— Заключать или нет договор страхования, платить ли деньги страховой компании — это личное дело каждого, и соответственно в наши функции не входит это контролировать. О том, имеется ли у осужденного страховой полис, нам может стать известно лишь при расследовании
Инструмент воздействия
А так ли уж необходима зэку страховка? Изменит ли она в целом ситуацию за колючей проволокой? Не является ли зона для страховых компаний лишь средством расширения рынка?
— Как инструмент психологического воздействия на администрацию колонии, которая будет знать, что осужденный имеет страховой полис, это полезно, — считает Александр Листков. — Однако, чтобы этот механизм начал действовать, потребуется время, нужно будет разрабатывать методики. Но в целом это работа нужная.
Кстати, сейчас при обсуждении этой идеи слышатся и предложения о страховании от незаконных действий сотрудников ФСИН в отношении заключенных.
— Если бы эти явления носили
Нужно сказать, что в последние годы у нас не было случаев, когда бы в результате незаконных действий сотрудников ФСИН был причинен вред здоровью или жизни осужденного. Во всяком случае за последние три года точно, — утверждает Александр Пресняков. — Бывают случаи, когда выявляются факты оказания медицинской помощи ненадлежащего качества. Но они носят единичный характер, и их достаточно сложно доказать.
Кстати, по словам зампрокурора, в последнее время прослеживается другая тенденция. Больше выявляется нарушений, когда сотрудники ФСИН не ущемляют, а, наоборот, дают лишние послабления осужденным.
— Может быть, в других регионах страхование осужденных и даст
Ольга МАКАРОВА.
Справка «НН»
Согласно ч.1 ст. 99 УИК РФ, норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Кстати
Полисы обязательного медицинского страхования, которые должны быть у каждого россиянина, имеют при себе лишь те осужденные, кто отбывает срок в
колонии-поселении . В исправительных учреждениях осужденным запрещено иметь при себекакие-либо документы — они хранятся в его личном деле. Врачебную помощь осужденные получают непосредственно в медсанчасти колонии, а также направляются на лечение в те учреждения здравоохранения, у которых есть договор со ФСИН.
Тем временем
Нарушили лимит на чаши
В октябре 2013 года Семеновский районный суд отказал в иске осужденному, находящемуся в одной из исправительных колоний, о взыскании компенсации морального вреда в размере 400 тысяч рублей.
Отбывающий восьмилетний срок за похищение человека истец утверждал, что с июля 2010 года по сентябрь
2012-го материально-бытовое обеспечение осужденных в колонии не соответствовало нормам: жилая секция отряда составляла 170 квадратных метров для 126 спальных мест, то есть на каждого осужденного приходилось менее двух «квадратов». Списочный состав отряда составлял от 110 до 145 осужденных. На раздевалку было отведено 12 квадратных метров. На всех осужденных отряда было 7 кранов и 4 напольные чаши (попросту — унитаза). Все это приводило к нервному напряжению, лишало его нормального сна, у него участились головные боли, пропал аппетит. Пребывание в таких условиях причинило ему значительные нравственные страдания.Представитель ФСИН сообщил на суде, что действительно в тот период было переполнение контингента осужденных, но в целях обеспечения их нормального отдыха в спальное помещение была переоборудована комната воспитательной работы, что давало дополнительных 20 спальных мест. Общая площадь жилой секции данного отряда составляет 300 кв. м, общее количество спальных мест составило 146
койко-мест . В отряде оборудован санузел площадью 25 кв. метров, в нем установлены 5 унитазов и 6 раковин. Отсутствие в необходимом количестве умывальников и унитазов объясняется нехваткой площади. Администрация колонии подчеркивала, что не занимается распределением осужденных лиц к отбытию наказания в определенное исправительное учреждение и не может их не принять ввиду переполненности. Администрация колонии предупреждала ГУФСИН России по Нижегородской области о «превышении лимита осужденных лиц к отбытию наказания».Суд сделал вывод, что «отсутствие в необходимом количестве умывальников и унитазов в отряде связано с нехваткой площади, однако это не свидетельствует о содержании истца в бесчеловечных, неприемлемых условиях, существенном нарушении его прав, не содержит признаков пытки и бесчеловечного обращения».
Поскольку истцом не предоставлено суду соответствующих доказательств, подтверждающих нарушение его личных неимущественных прав или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага, а также вину работников учреждения в их нарушении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
А как у них?
В африканской Нигерии в начале
2000-х годов принята программа государственного медицинского страхования, которая распространяется на заключенных тюрем. Она распространяется на все виды заболеваний, расходы оплачивает правительство.В США, наоборот, попавшие за решетку теряют право на медицинское страхование по государственным программам Medicare и Medicaid. Кроме того, законы многих штатов запрещают страхование жизни заключенных.
В 2011 году тюрьма Тихар в индийской столице запустила первый в стране эксперимент, позволив заключенным в добровольном порядке оформить страхование жизни. В нем участвовали около тысячи узников.