«Осень» проводили под шампанское

«Осень» проводили под шампанское

Великолепный праздник самого сложного и изысканного из всех искусств — 27-й Всероссийский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» прошел при аншлагах. На сцену выходили выдающиеся мастера и дарили встречи с прекрасным.

Мастерам нечего прятать

Нижегородцы искренне любят оперный театр, в том числе за разумно-бережное отношение к классическому наследию. Это подчеркивалось на проходившей в рамках фестиваля научной конференции, где горячо обсуждали «модные» тенденции современной музыкальной режиссуры.

Заключительный концерт, словно увертюра наоборот, напомнил о событиях минувших десяти дней. Хор театра, открывший программу безупречным пением a capella, лишний раз доказал, что ему нечего «прятать» за костюмами и мизансценами. Балетные пары нижегородцев и гостей исполнили Adagio из «Капитанской дочки» и «Спящей красавицы», па-де-де из «Дон Кихота». Забегая вперед, скажем и о сюрпризе — точнее, подарке нижегородским меломанам от министерства культуры Южной Кореи: во втором отделении за дирижерский пульт встал маэстро, Но Тай Чеол, а на сцену выходили певицы из этой далекой страны — в роскошных платьях, с потрясающей красоты и чистоты голосами.

Молодой воронежский гость Роман Дюдин, вышедший с известной арией Роберта из «Иоланты» («Кто может сравниться с Матильдой моей») живо воскресил в памяти Онегина, им же исполненного накануне. Вслед за «Онегиным» на сцену вышла и «Татьяна» — солистка музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Полторацкая, правда, с арией Виолетты из «Травиаты». В онегинскую тему вписался и Александр Сильчук с арией Гремина. Екатерина Ефремова — Лизы напомнила о «Пиковой даме», открывшей фестиваль.

Отошли от канонов

Комический эффект блестящего дуэта Виктора Ряузова и Татьяны Гарькушовой был вызван не только тем, что артисты исполняли саму по себе смешную сцену Фарлафа и Наины, но и нарочитым нарушением визуального стереотипа; откровенно худосочный Фарлаф весьма забавно смотрелся рядом со статной молодой красоткой! «Руслан и Людмила» — опера, сложная в постановке, но на сцене нижегородской оперы ее иногда дают в концертной версии.

Еще одна мечта, пожалуй, любого постановщика — «Турандот»; гость из чувашской оперы Иван Снегирев исполнил теноровый хит Nessum Dorma, причем отнюдь не в канонически-«сладкой» манере Паваротти, но крайне драматично.

Веселье завершилось номером из «Пиковой дамы» — сценой в игорном доме, где Томский поет двусмысленную песенку про молодых девиц (на стихи, между прочим, не Пушкина, а Державина). Для пущего антуража на игорный стол взгромоздились сразу три Томских и исполнили куплеты на троих, а затем, пока хор пел «Игрецкую», сбегали за шампанским и радостно открыли его под звуки финальных аккордов.

Мария ФЕДОТОВА.
Фото предоставлено
пресс-службой оперного театра.

Следите за нашими новостями в удобном формате