В прежние времена остаться на второй год в школе считалось чуть ли не смертным грехом и оказаться в качестве второгодника было делом нехитрым — достаточно было не аттестоваться хотя бы по одному из предметов.
Подушевой подход
Вчерашние выпускники советских школ — нынешние родители с недоумением взирают на своих чад, которые нелюбимые предметы, мягко говоря, игнорируют и на второй год остаться не планируют. При наличии в табеле по итогам года одной двойки перевод в следующий класс им все равно гарантирован.
Дальше — больше. Теперь наши школьники, имея несколько «неудов» в четверти и даже не пройдя промежуточную аттестацию, могут получать возможность начинать новый учебный год в следующем классе. Соответствующий приказ будет подписан главой минобразования РФ Дмитрием Ливановым до конца нынешнего года. Правда, прежде новации министерство предлагает обсудить педагогической и родительской общественности.
Как ни странно, такая либерализация процесса образования связана с переходом на новую систему оплаты труда преподавателей и подушевое финансирование школ — оно зависит от количества учащихся и их успеваемости. Понятно, чем меньше детей числится в школе, тем меньше школа будет получать денег.
— Государство предоставляет возможность ученикам реализовать свое право на получение бесплатного образования с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка и обстоятельств, связанных с несвоевременной аттестацией, — комментирует новацию директор департамента по информационной и региональной политике Министерства образования и науки РФ Анна Усачева. — Если ученик не смог пройти аттестацию, предусматривается три варианта его дальнейшей учебы: он может остаться на «второй год», может продолжить обучение по индивидуальному учебному плану либо по адаптированной образовательной программе, составленной с участием психологов и, возможно, медицинских работников.
Все равно тянут за уши
В Нижегородской области со справкой в 2012 году покинули школы 302 человека (1,9 процента от общего числа выпускников), в 2013 году без аттестата оказались 260 человек (1,95 процента), а в нынешнем году более двух процентов.
Традиция тянуть за уши неуспевающих учащихся сегодня живет не только в школах, но и в средних специальных учебных заведениях, да и вузы всеми силами держатся за своих студентов.
— Дети переходят из класса в класс с нулевыми знаниями. Случается, что ко мне на дополнительные занятия приходят десятиклассники, которые не знают элементарных вещей. По математике у них «три», а им приходится объяснять, что такое параллельные прямые, прямой угол и как складывать дроби, — поделалась учитель математики Наталья Ахмедова.
Педагоги признаются, что сегодня поставить двойку, значит, расписаться в своей профессиональной несостоятельности. «Вы портите все показатели!» — ругают принципиальных учителей на педсоветах. Причем не одобряются уже не только двойки, но и тройки. Все это происходит
Александра МАХЛИНА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Мнения
Алексей ПРОХОЖЕВ, директор школы № 22:
— Я против того, чтобы идти на поводу у нерадивых учеников и позволять с несколькими двойками переходить в следующий класс. Это будет только расхолаживать. Но и оставлять на второй год — тоже не всегда действенная мера. Довольно часто второгодники совсем перестают посещать школу и катятся дальше по наклонной. Такой категории детей вполне достаточно иметь среднее образование, а не полное общее, как положено сейчас.
Виктор ШМЕЛЕВ, начальник отдела министерства образования:
— Неуспевающие ученики всегда были и остаются «пятном» на мундире школы. Поставить двойку легко. Гораздо сложнее найти индивидуальный подход и научить трудного ученика. А учитель обязан это делать.
А как у них?
Окончить школу со справкой — за границей в порядке вещей. Например, в Израиле лишь 48 процентов подростков в возрасте 18 лет получают аттестат зрелости («багрут»).