Последний оборот колеса

Последний оборот колеса

Горы шин и стойкий запах резины для одного из богородских производств — приметы привычные. Это предприятие уникальное. Здесь старые колеса от автобусов, грузовых и легковых автомобилей окончательно завершают свой «бег».

 

Уходит на ура

В ООО «Нижегородский завод переработки резинотехнических изделий» проходит полный цикл переработки резины, до выпуска резиновой крошки. Ее производство здесь наладили с августа текущего года на современном немецком оборудовании. Крошка служит для производства травмобезопасного покрытия для бассейнов и детских площадок, спортивных дорожек, резиновых ковриков и плитки. Такая продукция стойко переносит сильные морозы и нечувствительна к большой жаре.

Металл же и текстиль, что содержатся в колесах, идут на утилизацию. Отработанная на немецком оборудовании технология позволяет на выходе получать формованные резиновые пласты. Эта плитка уходит на ура и приносит доход самому предприятию. К примеру, «сороковка» (плитка 40 мм толщиной) стоит около 1300 рублей за квадратный метр.

Предприятие, по словам его генерального директора Михаила Зубкова, может в смену выпускать до 10 тонн готовой продукции, или переработать 15 тонн баллонов. И это притом, что трудится здесь всего 24 человека в одну смену.

— Видите, сколько на территории завода старых колес? А теперь представьте, что все они сейчас валялись бы в оврагах, лесах и на свалках… Здесь на заводе из такой вот бросовой продукции делают полезные вещи: качественное покрытие для спортивных сооружений, бассейнов, — отмечает председатель комитета Законодательного собрания по экологии и природопользованию Виктор Лунин.

Под его руководством в Богородске проходило выездное заседание рабочей группы, в которую вошли депутаты областного парламента и профильного министерства областного правительства. На месте они и изучали ситуацию, как реализуется областной Закон «Об отходах производства и потребления».

Рычагов маловато

По словам Виктора Лунина, опыт богородчан по переработке шин заслуживает того, чтобы распространить его в регионе. Ведь сегодня у нас перерабатывается только третья часть отслуживших покрышек.

В Германии, откуда в Богородск доставили оборудование, в цене нового колеса уже заложена стоимость его дальнейшей утилизации. Продавцы часть своей выручки отчисляют государству — за переработку колес. В России такой практики нет. Хотя изменения назрели.

— С вступлением России в ВТО к нам в страну стала поступать резиновая крошка из Испании, Голландии, Израиля, Германии, других стран. Произошел обвал цен на эту продукцию с 14 — 19 рублей за один килограмм (цена прошлого года) до 10 — 12 рублей. Стоимость привезенной крошки оказалась приблизительно равна себестоимости той, которую мы получаем. И конкурировать по цене с зарубежными производителями нам непросто, — сетует генеральный директор ООО «Нижегородский завод по переработке резинотехнических изделий» Михаил Зубков.

Сегодня и поставщики сырья очень неохотно платят за сдачу старых колес на утилизацию. Нет у нас еще нормативно-правовых актов, которые бы отбили у нерадивых хозяев желание выбрасывать шины на свалки и в овраги.

Сами собой автопокрышки разлагаются в обычных условиях около 100 лет. Даже если шина не используется, она выделяет различные вредные вещества.
Кроме того, она обладает способностью к возгоранию, что может способствовать лесным и степным пожарам. В ее составе более 120 вреднейших химических веществ, многие из которых являются сильными канцерогенами.

Впрочем, и помимо утилизации отработанных шин экологических проблем в регионе и законодательной, и исполнительной власти предстоит решить еще немало. Поэтому рабочая группа их представителей побывала и на других производствах Богородска, в частности в ОАО «Богородский кожевенный завод им. А. Ю. Юргенса», где тоже стоит проблема переработки отходов производства.

Ольга АБРАМОВА.
Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате