Авангард ЛЕОНТЬЕВ:«Нигде, как в России, столько не пьют»

…«То, что почти в тысячном зале чтецкие программы проходят с аншлагами, это ваше, нижегородское грандиозное культурное завоевание. Пальцев одной руки хватит с избытком, чтобы сосчитать, в скольких городах существуют абонементы такого рода». А затем Авангард Леонтьев прочел стихотворение Наума Коржавина «Памяти Герцена», предварив его комментарием…

Бессонница одолела

— Здесь имеется в виду не сам Герцен Александр Иванович, а статья Ленина «Памяти Герцена». Уверен, в зале есть люди, которые помнят эту статью. В ней говорится о том, что декабристы разбудили Герцена, а Герцен что сделал? (Нестройный шум зала.) Правильно, развернул революционную агитацию. Я недавно записал на радио фрагмент поэмы «Юмор» Огарева. Скажу вам: это такой радикал! Такие призывы у него откровенные, что недаром он держался подальше от российских пределов и издавал свои газеты-журналы в Лондоне и прочих местах. Словом, многих удалось Герцену и его товарищам пробудить, и Россия прошла через те этапы истории, через которые прошла…

Замечательный актер, очень интересный чтец Авангард Леонтьев приехал в Нижний Новгород в рамках филармонического абонемента «Литературные встречи в Кремле» и представил «Шедевры русской прозы» — главу из «Хаджи-Мурата» и «Чертогон» Лескова.

После концерта, приняв благодарных поклонников, артист уделил время и корреспонденту «НН».

«Няне» место на сцене

— Ваше театральное образование началось в студии художественного слова при Московском Дворце пионеров, куда вы ходили заниматься вместе с Сергеем Никоненко…

— Да, и там нам очень повезло, потому что наша руководительница Анна Бовшек в свое время училась у Станиславского, Сулержицкого и Вахтангова. Нам с Сережей посчастливилось встретиться с Анной Гавриловной, которая являлась творческой дочерью этих великих людей, а мы соответственно стали творческими внуками — о боже мой — Станиславского! Мы вышли из этой студии актерами: Ролан Быков, Людмила Касаткина и в числе других — мы с Сережей Никоненко. Артистов получилось всего несколько, но все они стали интеллигентными людьми.

— Не огорчает ли вас, что Анастасия Заворотнюк, ваша ученица и, следовательно, творческая правнучка Станиславского, играет в сериалах?

— Она отнюдь не огорчает меня тем, что зарабатывает деньги, ничего стыдного в этом нет. И вообще благодаря сериалам телевидение существует, потому что под такие смешные вещи можно хорошо собирать рекламу, приносящую доход. Не стыдно быть ни телеведущей, ни артисткой сериалов. Но я мечтаю, что Настя Заворотнюк вернется к серьезной работе в драматических ролях в кино или в театре, чтобы она почаще занималась тем, что ей на роду написано. Она хорошая драматическая актриса…

Зачем кого-то пихать локтем?

— Вы говорили о воспитании интеллигентов. Как это должно происходить?

— Это очень сложный процесс, в котором участвуют и школа, и детсад, и родители. Надо, чтобы дети читали, а не только развлекались в Интернете. В зависимости от наклонностей родители должны отправлять детей — младших школьников — в кружки, и пусть они занимаются музыкой, танцем, балетом — чем угодно. Неважно, что они не станут профессиональными музыкантами или танцорами. Они так разовьют свои мозги, что это очень поможет им в жизни.
Они увидят в книгах, в кино и иногда повстречают в жизни интеллигентных людей, и это будет очень важно, потому что интеллигентность воспитывается личным примером.

— Под интеллигентом порой подразумевается нищий неудачник с двумя дипломами, не смеющий лишний раз пихнуть кого-нибудь локтем, чтобы пробиться к кормушке…

— Нет-нет, понятие «неудачливость» не имеет никакого отношения к таким людям. Интеллигент — тот, кто не позволит себе даже тогда, когда ему этого очень хочется, поступить недостойно. Шукшин говорил, что понятие интеллигента подразумевает неспокойную совесть. А пихать локтем никого не нужно — земля большая, всем хватит места. Надо быть человечными. Если каждый будет думать о ближнем и совсем чуть-чуть себя сдерживать, общество будет состоять из людей, которые не толкают друг друга локтем, пропускают пешеходов на дороге… Учиться надо у хороших людей — у продвинутых. А у хамов ничему хорошему не научишься.

Нигде, кроме как в России

— В «Чертогоне» дается картина грандиозного кутежа. А недавно двое русских нуворишей состязались, кто потратит больше на спиртное в баре. Победитель оставил там почти 300 тысяч долларов. Скажите, так только в России бывает?

— Я не знаю, где еще так бывает. Трудно сказать, как заработали деньги люди, состязавшиеся, кто кого перепьет и больше денег в баре оставит. Да нигде, кроме как в России, столько и не пьют — не могут позволить себе так глупо тратить кровные, нелегко заработанные. А ворованные деньги прогулять легко.

Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Авангард Николаевич ЛЕОНТЬЕВ — актер театра и кино, педагог, народный артист и лауреат Госпремии РФ. Родился в 1947 году. Окончил Школу-студию МХАТ (курс Павла Массальского) и был приглашен в труппу театра «Современник». С 2004 года — артист МХТ имени А. П. Чехова. Руководил актерскими курсами, выпускники которых составили основу «Табакерки». Среди фильмов, в которых снимался артист, — «Утомленные солнцем», «Ревизор», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Охотники за бриллиантами», «Русская игра», «Гражданин начальник» и др.

Следите за нашими новостями в удобном формате