Скорее всего, вы его никогда не видели, но многократно слышали. Постоянно звучащая в радио- и телеэфире реклама - его рук дело. Если ваши дети или внуки посещают кремлевские елки, они также знакомы с его творчеством.
Записывали по фразочке
Талантливый "хоровик", он блестяще окончил музыкальное училище, поступил в консерваторию в класс профессора Сивухина - и ушел… Потому как понял, что его призвание - не дирижирование хором, а звукорежиссура, аранжировка музыкальных произведений. С тех пор он находится "за кадром" мира звуков.
А еще с 2008 года Михаил Крылов официально является "Легендой города Горького", что подтверждает соответствующий диплом.
- Ты начинал в восьмидесятые годы - эпоху, когда у джазовых и эстрадных музыкантов практически не было ни нот, ни учебных пособий. Как выкручивались, как учились?
- Всему, что я знаю, меня научили в музыкальном училище. Классическое образование мне здорово помогло. Другой вопрос, что поначалу у меня больше ничего не было. Когда я пришел на студию, мне сказали: "Вот кнопки "Запись" и "Стоп". Дальше сам разберешься".
- Пятнадцать - двадцать лет назад в Нижнем Новгороде наблюдался бум участия во всевозможных эстрадных конкурсах, отчего были очень востребованы услуги композиторов и аранжировщиков. Знаю, что многие стремились попасть "к Крылову".
- Да, обращались и вокалисты, выступающие по клубам, и состоятельные клиенты, желающие записать диск, чтобы затем хвалиться собственным "сольником". Записывали по фразочке, по слову, делали десятки дублей, а затем верно спетые фрагменты выстригались и соединялись в один, более или менее приемлемый. Тогда мы писали много гимнов для самых разных организаций, от Нижегородской ярмарки до футбольного клуба "Локомотив".
- Как ты начал сочинять музыку для детских спектаклей?
- Я всегда любил писать музыку для детей. Долгое время сотрудничал с программой "Глаз-алмаз", с детскими клубами. Сотрудничество с филармонией началось с рекламных роликов, а шесть лет назад предложили большой формат. Это солидно, престижно, лестно для любого музыканта.
Работать без обмана
- Знаю, что твое имя не раз звучало на престижных эстрадных конкурсах.
- Целенаправленно участвовать в конкурсах и что-то кому-то доказывать плюс потом тебе еще и ничего не дадут, потому что ты "не свой", не вижу смысла. Я и так хорошо знаю, чего стою. Вот когда мы, ВИА "Времена года", после многочасового концерта уходим со сцены мокрые от пота, когда публика не отпускает - это да! Мало кто из "звезд" на такое способен... Кажется, в 1996 году нижегородская певица, тогда маленькая девочка Диана, с моей аранжировкой народной песни заняла первое место на конкурсе "Ялта - Москва - транзит"; оттуда же мне прислали диплом лучшего аранжировщика. На "Нижегородской волне" я занимал первое место со своей песней.
- Если не музыка, то что еще?
- Других вариантов не было. Хотя я в школе хорошо учился, и педагог по истории, кстати Борис Самуилович Духан, прочил мне карьеру историка… В "Жаворонке" я с 12 лет участвовал в ансамбле "Динозавр" и писал для него свои первые песни, потом втянулся… Да и педагоги, Виктор Кожухин и Анатолий Ежов, внесли свою лепту в выбор пути. Мама же с папой пробовали сделать меня хотя бы военным дирижером, но не вышло. По их мнению, музыканты - патологические разгильдяи, и они, в общем, были правы.
- Разгильдяи, пьяницы, безработные…
- А вот насчет работы можно поспорить. Если ты владеешь специальностью и знаешь, как сделать дело хорошо, без обмана, неважно кто ты - слесарь или пианист, - всегда будешь при деле и соответственно при деньгах.
Мария ФЕДОТОВА. Фото viavremenagoda.ru.
Справка "НН"
Михаил КРЫЛОВ родился 31 декабря 1972 года. Окончил хоровую школу "Жаворонок", музыкальное училище. Работал аранжировщиком в студиях звукозаписи. Активно сочинял песни, выступал в клубах. Работает звукорежиссером на ГТРК "Нижний Новгород", ведет ежедневную программу "Уроки истории" на "Радио России" и "Вести FM". Вокалист легендарного ВИА 80-х "Времена года". Женат, двое детей.