В музее "Усадьба Рукавишниковых" главный археолог нижегородского научно-производственного центра "Практика" Игорь Еремин буквально на днях передал директору Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника Вениамину Архангельскому старинный костяной гребень и увесистый пакет средневековой керамики. Но это еще не все…
Выкопали и кое-что нашли
Находки попали в руки исследователей под стенами кремля в ходе археологических работ и, судя по всему, предстанут нижегородцам в музейной экспозиции Зачатской башни, где в ближайшем будущем откроется Музей археологии.
Ученые землекопы ставили колодцы-шурфы, дабы реализовать давнюю идею, будоражащую издавна умы отцов города - восстановление кремлевского фуникулера. Обследование участка между Северной и Часовой башнями (прясла по терминологии специалистов) подтвердило, что воссоздание фуникулера вполне реально.
Игорь Еремин, давно специализирующийся на кремлевских раскопках, рассказал "НН" о последних изысканиях и тайнах, которые хранит земля в историческом центре Нижнего Новгорода.
- Мы ставили три шурфа на трассе бывшего фуникулера. Внутри кремля практически ничего не нашли: культурные напластования были уничтожены, видимо, в процессе разборки фуникулера в 30-е годы: два метра - слой битого стройматериала, попадался кирпич рубежа XIX - XX веков. А вот последний шурф дал много интересного средневекового материала. Но самое ценное - нам удалось определить некоторые подробности устройства кремлевского фундамента на этом участке. Оказалось, что его конструкции совершенно разные, и это вполне объяснимо: башни хоть и стоят неподалеку, но в совершенно разных условиях. Участок прясел Северная - Часовая - это гора, сухой грунт, а Зачатская башня возведена под кремлевским холмом, где влажные водонесущие грунты. Там под фундаментом - деревянные сваи, которые, согласно замыслу древних инженеров, выполняли задачу уплотнения грунта.
Ройте, коли получится
- Время от времени из-под кремлевских стен извлекаются клады и сенсационные находки. Насколько защищены недра кремля от "черных копателей"?
- Несколько лет назад возможно было проникнуть в кремль под покровом ночи через пролом в стене у той же Зачатской башни и попытаться чего-нибудь накопать. Сейчас стены замкнуты, входы запираются, территория охраняется. И порыть землю в кремле просто невозможно. Здесь мощные напластования поздних грунтов толщиной несколько метров. И даже металлоискатель не принесет пользы: внутри стен столько позднего железа, что он будет пищать без умолку.
- Тем не менее наш кремль окутан множеством легенд о потаенных подземельных ходах. Вы наверняка знаете, есть ли надежда отыскать там легендарную библиотеку Ивана Грозного?
- Нет, конечно. На склоне под кремлем и у набережной, да, есть ходы. Они выполняют дренажную и берегоукрепительную функции, построены в наше время. Еще лет сто назад ученая губернская комиссия очень старалась найти под кремлем те самые подземные ходы. Не нашла. Вернее, нашла, но совсем не то, что искала. Вот сами скажите, зачем вообще копать подземные ходы?
- Ну, например, чтобы в случае осады тайно уйти из кремля, людей вывести…
- При любой старинной архитектурной реликвии непременно найдется как минимум один местный краевед, который будет убеждать в существовании подобных сооружений, не задумываясь об их надобности. В те времена были другие задачи: зарабатывать на жизнь, семьи кормить, а не землю копать. Да, эвакуационные выходы из кремля существовали, но отнюдь не только подземные. Существовали также небольшие ходы из одной башни в другую, под землей или внутри фундамента. Делались они, видимо, исключительно для оборонительных функций. Когда мы копали Зачатскую башню, то нашли подземное устройство, которое могло быть использовано именно для выхода из кремля лазутчика - узкий ход под стеной. Ход начинался от Живоносного источника и метров через шесть выходил наружу, оканчиваясь Т-образной конструкцией примерно в рост человека. Разведчик мог выбраться через него совершенно незаметно, паче темной ночью несколько веков назад, а вот проникнуть в кремль врагу, наоборот, было практически нереально…
Мария ФЕДОТОВА.
Кстати
Нижегородский фуникулер (или, как его называли в то время, элеватор) был пущен 21 июня 1896 года к открытию Всероссийской промышленной и художественной выставки. Активное участие в проектировании подъемников (их было два - Кремлевский и Похвалинский) принял подрядчик из Санкт-Петербурга, камер-юнкер фон Гартман, который в то же время активно работал над созданием метро в Северной столице.