Настроил - до сих пор считают

Настроил - до сих пор считают

Знатокам классической школы в русской архитектуре XIX века хорошо известно имя одного из последних ее представителей - академика Михаила Коринфского (1788 - 1851). По его проектам возводились выразительные сооружения в Арзамасе, Симбирске, Казани. В Петербурге он участвовал в строительстве Казанского собора. Это единственный знаменитый архитектор, родившийся в Нижегородской области, и в прошлом году отмечалось 225 лет со дня его рождения. Однако его творчество плохо изучено, и до сих пор не установлены ни точная дата его рождения, ни настоящая фамилия (Коринфский, Коринский или Варенцов). Обобщив материалы Всероссийской научной конференции "Архитектор Михаил Коринфский. 225 лет", прошедшей в Ульяновске, и собственных исследований, фонд "Дать понять" в рамках проекта "Места памяти" сфокусировал внимание на районах Нижегородской области, где по проектам Коринфского были построены общественные здания, частные дома и культовые сооружения.

На родине - столичный уровень

В Арзамасе архитектор родился. Ключевым фактом в его судьбе стало знакомство с местным художником Александром Ступиным, впоследствии академиком живописи. В городе по проекту Коринфского был возведен памятник Отечественной войны 1812 года - Воскресенский собор, впечатляющий специалистов столичным уровнем.
Официально других построек в Арзамасе за Коринфским не числится. Но современные исследователи насчитывают еще пять объектов, имеющих отношение к Коринфскому и дошедших до наших дней. Это деревянный дом купца Ивана Попова, воспитательный дом для круглых сирот, жилой дом дворянки А.В.Анненковой, купеческая биржа и уездное народное училище. Известны и утраченные объекты, над которыми работал архитектор в Арзамасе: художественная школа А.В.Ступина, мучной ряд и 15 лавок с каланчой на Нижнем Хлебном базаре.
Исследователи также установили, что архитектор разработал проект храма во имя Святой Троицы в селе Семенове Арзамасского уезда. Сейчас памятник разрушен...

Все больше предположения

Коринфский фигурирует как архитектор уездного училища в Ардатове. По мнению местного краеведа Александра Базаева, он занимался проектом во время работы над собором в Арзамасе и лично руководил постройкой.
Однако исследователи уточняют, что авторство Коринфского здесь предположительно, в отличие от проекта перестройки этого здания. Сегодня в помещении бывшего уездного училища располагается ардатовская ГИБДД.
Еще одно предположение: Коринфский проектировал храм во имя Святой Живоначальной Троицы в Автодееве. Исследователи отмечают, что в соответствии с духом классицизма архитектор стремился использовать простейшие геометрические формы и обходиться минимумом пластических средств.

Утраты и руины

Специалисты считают, что в 1820 году Михаил Коринфский разработал проект церкви села Покров Сергачского уезда и участвовал в перестройке здания.
Сейчас Покров входит в состав Гагинского района. Церковь утрачена. На ее месте теперь школа. Но судить о том, как выглядел этот объект, можно по фотографиям, хранящимся в Гагинском краеведческом музее.
В Юрьеве того же района находилась усадьба Бахметевых-Голицыных, где была возведена каменная церковь Обновления Храма Воскресения. Заказчиком строительства был владелец села - князь А.С.Голицын. В 2013 году в Казани нашли документальное подтверждение тому, что храм строил Коринфский. Как показала экспедиция, сейчас он представляет из себя руины.

Где крестили отца патриарха

По данным профессора Татьяны Виноградовой, по проекту Коринфского был построен Покровский собор в Лукоянове, а на фундаменте бывшего храма сейчас располагается Дом культуры.
Как выяснили участники экспедиции проекта "Места памяти", объект сейчас закрыт на реставрацию и нуждается в обследовании. Дело в том, что Покровский собор строился в Лукоянове после опустошительного пожара 1816 года. Проектом была предусмотрена кладовая под храмом, где состоятельные жители могли хранить свои вещи. В местном краеведческом музее сохранилась фотография этого собора, сделанная художником Свешниковым. Авторство Коринфского подтверждает "Историческая справка о храме в честь Покрова Божьей Матери в г. Лукоянове", выданная музею Нижегородской епархией.
Покровский собор просуществовал как здание до 1932 года, когда он был окончательно разграблен и полностью разрушен. Интерес к истории этого утраченного храма в наше время появился в связи с родословной патриарха Кирилла. В сохранившейся метрической книге Покровского собора есть сведения о том, что здесь крестили новорожденного младенца Михаила Гундяева - отца будущего патриарха.

Доказательства причастности

Лукояновские краеведы, перечисляя селения, в которых реализовывались проекты Коринфского, упоминают и Починки. В местной литературе есть сведения о храме, построенном по всем канонам зрелого классицизма. Речь идет о Христорождественском соборе, который, судя по дошедшим фотографиям, до 1930-х годов был городской доминантой, а затем был разорен и взорван.
Имя архитектора установить не удалось, но известно, что храм строился более 25 лет. Сохранившиеся фотографии Христорождественского собора в Починках, его описание, а также упоминание близких Михаилу Петровичу людей - Ступина и Голицына - позволяют сделать вывод, что предположение о причастности Коринфского к возведению храма в Починках небезосновательно и требует дальнейших изысканий.

Оказался на секретном объекте

Современные исследователи предполагают, что Коринфский сделал проект храма Иоанна Предтечи Саровской пустыни. Этот памятник градостроительства и архитектуры федерального значения, входящий в монастырский комплекс "Саровская пустынь", был построен в 1824 году.
Пятикупольный храм, украшенный лепниной и колоннами, выполнен в стиле классицизма. Располагается он на восточной стороне монастыря под Саровской горой - над ключом, бьющим прямо из-под горы.
В 1930-е объект был частично разрушен и перестроен, затем в нем устроили общежитие, позднее - "секретный объект", а источник был забетонирован.

На морских берегах

С 1805 года Ступин выполнял крупный заказ князя Грузинского в селе Катунки Балахнинского уезда (сейчас это Чкаловский район). В течение двух лет он со всеми учениками, включая Коринфского, занимался росписями храма в Катунках. Было написано 90 картин на библейские и евангельские сюжеты.
По мнению экспертов, такое количество фресок не могло разместиться в интерьерах другого катунского храма, кроме Рождественского. Но во время экспедиции в Катунки участники проекта "Места памяти" изучили стоящий на границе зоны затопления Горьковского водохранилища храм Пресвятой Богородицы. Эту церковь тоже расписывали, опираясь на композиции из евангельских и библейских сюжетов. В советское время, когда храм приспособили под механический завод, все фрески были закрашены побелкой.

С высоты холма

Среди утраченных объектов, возведенных по проектам Михаила Коринфского в Нижегородской губернии, числится храмовый комплекс в честь апостолов Петра и Павла в селе Костянка Шатковского района. Он располагался на холме - на месте водораздела притоков Пьяны. Архитектурный ансамбль доминировал над сельским ландшафтом и был виден за десятки верст.

Замыслов обилие

После окончания Петербургской академии художеств молодой Коринфский пытался реализовать свои замыслы на строительстве главного города губернии - Нижнего Новгорода. В 1816 году он сделал проект здания Дворянского собрания, которое предполагалось построить взамен старого деревянного дома.
Однако Коринфский лишился права реализовать свой проект в Нижнем Новгороде. Когда из-за перемены участка пришлось составлять новый проект дома Дворянского собрания, для проектирования его был приглашен другой архитектор, и здание Дворянского собрания на Большой Покровской было построено по проекту архитектора Ефимова.
Святослав Агафонов в своей статье "Архитектура и зодчие Нижегородского края" называет еще одну работу Коринфского в Нижнем Новгороде - небольшое здание Евангелическо-лютеранской церкви св. Александра на Большой Покровской. В 1963 году храм был снесен, а о том, как он выглядел, можно судить по дореволюционной фотографии Дмитриева.
Однако современные исследователи творчества архитектора отмечают, что эти сведения нуждаются в документальном подтверждении: на чертежах, хранящихся в архиве, подписи Коринфского не обнаружено.

Галина ФИЛИМОНОВА. 

Следите за нашими новостями в удобном формате