В то время как на всех уровнях призывают к толерантности в отношении к бывшим заключенным и всячески помогать им адаптироваться в обществе, зачастую этот лозунг так и остается таковым. Ровно год назад "НН" рассказывали о сложностях с обустройством на воле тех, кто выходит за ворота исправительных колоний. Увы, ситуация не изменилась и даже в какой-то степени ухудшилась.
Частный интерес?
Отказом закончилось обращение осужденного М. за помощью в своей жилищной проблеме в Саровский городской суд. Статья УК "Угон с применением насилия", по которой он был ранее осужден, считается особо тяжкой. Супруга и маленький сын осужденного живут в Сарове, однако воссоединиться с ними отец не может: администрация города, куда он обратился за разрешением на постоянное место жительства, отказала на том основании, что от ФСБ не получено необходимого согласования.
Несколько месяцев потребовалось главе семейства дожидаться решения суда. Как он написал правосудию, его семья сейчас вынуждена ютиться в старой крохотной бабушкиной квартирке в Нижнем Новгороде. Кроме того, М. жаловался, что хотел бы перебраться в Саров, поскольку ситуация в областном центре слишком криминогенная.
При разбирательстве в суде представитель ФСБ пояснил, что гражданину в допуске отказали, поскольку у него имеется неснятая и непогашенная судимость за совершение особо тяжкого преступления.
Между тем, по мнению суда, в законе не содержится однозначного запрета для всех лиц, имеющих неснятую судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления на проживание в ЗАТО. Однако доводы родни М. о том, что тот встал на путь исправления, суд не убедили. Еще одним основанием для отказа стал тот факт, что М. никогда в Сарове не жил. Также суд подчеркнул, что ничто не препятствует супругам проживать семьей за пределами Сарова.
Негде перекантоваться
- За последний год к нам обратились трое бывших осужденных из Нижнего Новгорода, - рассказывает начальник отдела жилищного и земельного права аппарата уполномоченного по правам человека в Нижегородской области Ольга Зайцева. - Ситуация у всех была схожая. Как правило, это неприватизированная квартира, в которой зарегистрирован кто-то из родственников, а тот даже не пускает его в дом. После выхода на свободу гражданин обращается в УФМС за регистрацией. Там ему говорят: "Нужно согласие родственников". Поскольку согласия родня не дает, то человек так и остается без регистрации и обращается к нам. В этом случае мы готовим иск о нечинении препятствий в пользовании жилым помещением. Как правило, по таким искам суд выигрывает.
Но разбирательства-то идут, как правило, месяцами. По счастью, в Нижнем Новгороде есть Центр социальной адаптации, но он не резиновый…
Между тем проблема отсутствия в регионе специализированного центра для освобождающихся осужденных, не имеющих места жительства, поднималась уже давно. "НН" также рассказывали об этом год назад.
- Пока о строительстве такого центра так ничего и не слышно, - подтверждает председатель ОНК по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков. - Безусловно, появление центра для осужденных с жилищными проблемами было бы очень полезно.
Отказывают по закону
Однако, как оказалось, даже у существующего приюта для неприкаянных бывших зэков сейчас немало проблем.
Как сообщили "НН" в региональном минсоцполитики, в 2010 - 2012 годах действовала областная программа "Социальня реабилитация лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы". По ней, в частности, бывшим заключенным, которые обращались в областной Центр социальной адаптации, полагалось небольшое денежное довольствие. В 2013 году было разработано два проекта программы, но они были отклонены ввиду отсутствия финансирования. Так что сейчас бывшие осужденные подъемных средств здесь не получают. Но, как заверили нас в министерстве, в приюте здесь никому не отказывают, помогают и с регистрацией, и с паспортом.
Между тем оступившемуся родственнику близкие люди не дают угла по существующему законодательству.
- Снятие с учета граждан происходит по приговору суда по заявлению заинтересованных физических и юридических лиц, - поясняет Александр Листков. - Когда осужденный снимается на период отбывания срока с регистрации, право пользования жильем за ним остается. Но в период отбывания заинтересованные физические лица, родственники имеют право обратиться в суд, чтобы признать за ним утрату права пользования.
Тем временем на самой зоне порядок с пропиской наводится.
- В прошлом году законом введена обязанность администраций исправительных колоний и СИЗО вести регистрационный учет осужденных. Правда, по поводу постановки на регистрацию после отбытия срока закон молчит, - констатирует Александр Николаевич.
Ольга МАКАРОВА.