Замороженная боль

Замороженная боль

"Ладога". Россия, 2014. Режиссер Александр Велединский. В ролях: Ксения Раппопорт, Андрей Мерзликин, Алексей Серебряков, Юрий Кузнецов, Дмитрий Назаров, Яков Шамшин.

По тонкому льду

К 70-летию полного снятия блокады Ленинграда Первый канал выпустил четырехсерийный художественный фильм, режиссер которого - бывший нижегородец Александр Велединский. Это тот случай, когда компромисс между серьезным замыслом и современным телеформатом не помешал состояться качественному кино.
Зимой 1942 года советская контрразведка узнает, что немцы готовят диверсию на Дороге жизни. Диверсант - один из водителей "полуторок", перевозящих людей и продовольствие по замерзшему Ладожскому озеру. Найти и остановить врага должен капитан НКВД (Серебряков).
Начинается фильм с частной трагедии: отправляясь в эвакуацию, мать и маленький сын случайно оказались в разных машинах - она замешкалась, выронив бутылку с бульоном, который сварила из упавшего с неба воробья. В момент бомбежки машина, в которой ехал мальчик, ушла в полынью, и сын погиб на глазах у матери.
Ее страдания вспыхнут потом лишь в паре эпизодов - невыразимая боль словно заморозится. Потому что здесь, на Дороге жизни, каждый человек - ходячая рана, у каждого - личная драма в потоке общей беды. Героиня не поедет в эвакуацию, а так и останется на Ладожском озере работать водителем и станет участницей всех событий, в том числе разоблачения предателя.

Русский путь

Кто-то наверняка найдет фактические неточности или будет вопрошать, отчего так глупы НКВДшник и ГРУшник - искомого диверсанта вычисляют лишь в последний момент, что в глазах зрителя оправдывается только стремлением закрутить интригу. А кто-то восхитится умными, содержательными артистами. На высоком уровне сыграны даже второстепенные и эпизодические роли, а с каждой новой киноработой Мерзликина и Раппопорт становится все очевиднее, что они одни из лучших современных актеров России.
Начинается фильм как трагедия, а продолжается как шпионский детектив. Но на приключенческий сюжет нанизано множество тонких деталей и сильных образов. На экране нет чернухи, но нет и лишних сантиментов. Здесь все неоднозначно и запутанно. Немка, делающая яд для русских, говорит: "Безбожники! Они не празднуют Рождество". Главная героиня не может смотреть, как уходят под лед враги в фильме "Александр Невский". Ленинградская блокада вытаскивает за собой цепь других тем - и голод Поволжья, и оккупацию, и раскулачивание.
Да и само понятие Дорога жизни приобретает на экране символический смысл - это дорога человеческой, русской жизни, где перемешаны беды и победы, игра случая и судьба, несправедливость и милосердие, ненависть и любовь, страдание и терпение.

Ольга ГОРНОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате