До этого понедельника проблема безопасного пребывания учеников в школах, если и беспокоила родителей, то больше теоретически. Даже на родительских собраниях часто раздавались возгласы: "Зачем столько денег сдавать на охрану?" Наверное, теперь подобных вопросов поубавится. Выяснилось, что охранять школы надо. Но как?
Проверено на себе
Лишь бы надели бахилы
Корреспонденты "НН" решили вчера выяснить, насколько тяжело постороннему проникнуть в школу.
За время эксперимента выяснилось, что зачастую охранник нужен для простой формальности, а все его функции сводятся к проверке сменной обуви и к банальному вопросу: "Вы к кому идете?" Что интересно, ответ "Я иду к директору" способен открыть любые двери и помочь прорваться через почти любой защитный кордон ЧОПа.
Первая школа, которую нам удалось проверить, оказалась МОУ СОШ № 30, что в Нижегородском районе. При входе нас встретил дедушка-одуванчик, который задал стандартный вопрос: "Вы к кому?" Узнав, что мы направляемся к директору, "страж порядка" попросил документ, удостоверяющий личность. Мера правильная… Была бы, если бы не тот факт, что документ охранником зарегистрирован не был. С ним он просто ознакомился визуально, после чего, любезно указав дорогу, отпустил нас восвояси. По школе без присмотра мы "гуляли" с десяток минут. И, собственно, если бы наш умысел был злым, могли бы успеть натворить таких дел, которые бы с лихвой затмили деяния пресловутого московского школьника. Но нас остановила… уборщица, которая со скандалом вытолкала из коридора, громко ругаясь, что без бахил нам в школе делать нечего! Эво как! Бахилы превыше безопасности.
Следующая школа - МОУ СОШ № 35, находящаяся поблизости. Сотрудник ЧОПа в том учебном заведении даже не удосужился спросить у нас документы. Но любезно проводил до кабинета директора, которого на месте не было. Зато некая женщина нам сказала следующее: "Идите-ка в другое место за комментариями, мы никаких комментариев не даем. Ни по этому поводу, ни по какому другому". Что ж, печально. На выходе наш фотокорреспондент увидел колоритную табличку на двери учебного заведения. Но выбежавший охранник и женщина, давшая нам от ворот поворот с комментарием, в жесткой форме потребовали прекратить фотосъемку, сославшись на некий закон о запрете оной!
Школа № 102 порадовала наличием двух охранников. Причем оба выглядели как герои голливудских блокбастеров и не вызывали улыбки на лице. Они поступили профессионально, обрезав на корню наши намерения пробраться на территорию школы. "Директора нет на месте, приходите позже". И никакие доводы о том, что мы сотрудники СМИ, не возымели действия. Нет директора - нет согласования.
Еще в двух школах нас пропустили, что называется, на шару. Ни тебе документов, ни контроля. Гуляй - не хочу.
Рафаэль МОРАЛЕС.
Безопасность
Тревожный звоночек ЧОПам
В каждой нижегородской школе в связи со столичной трагедией вводятся дополнительные меры безопасности.
С сотрудниками частных охранных предприятий, задействованных непосредственно в охране учебных заведений региона, проводятся соответствующие инструктажи и учебные занятия.
- Мы в обязательном порядке дождемся окончания расследования уголовного дела, возбужденного по факту захвата заложников учащимся в московской школе, и сделаем для себя из этого определенные выводы, - рассказал нам по телефону директор одного из ЧОПов, пожелавший остаться неизвестным. - Потому что если уж у обычного ученика получилось проникнуть на территорию охраняемого объекта с двумя огнестрельными стволами, то что уж говорить о специально обученных бандитах или террористах. Это для всех нас - людей, работающих в сфере частного охранного бизнеса, очень тревожный звоночек, из которого срочно необходимо делать далеко идущие выводы.
Напомним, что регулярно перед Днем знаний в областном центре пресс-конференцию проводит заместитель начальника Управления организации охраны общественного порядка Главного управления МВД России по Нижегородской области полковник полиции Вадим Варгин.
По словам полковника Варгина, по инициативе областного Управления МВД сотрудники полиции входят в группы комиссионного обследования объектов образования. В первую очередь они обращают внимание на прочное ограждение территории школы и рекомендуют директорам школ максимально ограничивать доступ в школы посторонних лиц.
Дополнительные параметры безопасности образовательных учреждений - установка там "тревожных" кнопок, связанных с отделами вневедомственной охраны или ЧОПами, и установка систем видеонаблюдения. Кроме того, за каждым учебным заведением закреплен конкретный инспектор по делам несовершеннолетних, который не просто регулярно посещает свой охраняемый объект, но и отслеживает ситуацию на предмет того, чтобы в школе не появился свой Сергей Гордеев.
Константин ШИШАРИН.
Проблема
Что-то да выстрелит
О том, что в какой-нибудь американской школе ребенок пришел в класс с винтовкой и устроил бойню, мы слышали уже неоднократно. Причем подобных историй становится все больше.
Но в нашей стране подобное произошло впервые. И у многих сразу возник вопрос: а каждый ли ребенок способен взять в руки оружие и направить его на того, кто вкладывал тебе в голову знания, или того, кто сидел с тобой за одной партой? И если да, то почему?
- Взять в руки оружие может любой ребенок, но выстрелить в человека - нет. Для этого нужны какие-то мотивы. Однако прежде нужно понять, ребенок здоровый или имеет какие-то отклонения в психическом здоровье. Если у ребенка есть психические расстройства, то выстрелить он может запросто. Если нет, то все зависит от его возраста, социального опыта, от того, какие нормы и ценности ему привили, - поясняет клинический психолог, директор Автономной некоммерческой организации "Центр развития здоровой личности "СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА" Дмитрий Тверитнев. - Прошла информация, что родители в московском случае требовали от мальчика медаль, отличных оценок. Любой родитель хочет, чтобы его ребенок учился хорошо и очень хорошо. Другой вопрос, какими методами родители пользуются для достижения этого. Если ребенок пребывает в хроническом стрессе из-за этого, то цена аттестата слишком велика. Замотивировать ребенка можно по-разному. Жесткое давление, тем более в подростковом возрасте, может вызвать разные реакции - какие угодно.
Что касается увлеченности Интернетом, если верить одноклассникам парня, то, конечно, в Интернете можно и просто общаться, и играть, и искать полезную информацию. Но есть во Всемирной паутине, как уже известно, и такие игры, которые могут провоцировать агрессию.
- В том числе немотивированную! - предупреждает психолог. - Например, если в играх основная цель - находить и уничтожать врагов, с ними физически расправляться. Если человек за такими играми проводит полдня, то это однозначно влияет на какие-то стереотипы, ценности в его жизни. В таком режиме нервная система вообще истощается. Может развиваться зависимость, повышаться уровень агрессивности, импульсивности. В Интернете также кучкуются группы по интересам. И ребенка гораздо легче втянуть в какую-то идеологию. Не случайно же сайты самоубийц, к примеру, на которых обсуждаются попытки и возможности суицидов, у нас запрещены.
Но первое, о чем нужно подумать в связи с произошедшим, это о доступности оружия. В США с его свободной продажей у граждан возможностей приобретать его больше. Потому и случаев расстрела школьниками одноклассников, учителей больше. Но и у нас в домах есть оружие.
- И если оно хранится так, что ребенок может получить к нему доступ, это плохо. К тому же сейчас мы много видим в СМИ рассказов о таких ситуациях. Каждый второй, если не первый сериал (вообще то, что зрелищно, что показывают по ТВ, на большом экране) - это либо криминал, либо насилие. Раньше такого не было. В погоне за деньгами, рекламой, зрителем экран показывает совсем не то. Детьми, подростками подобная информация впитывается и усваивается как определенный сценарий, который потом хранится в запасниках и однажды активизируется. Она влияет на определенные поведенческие модели, - предупреждает Дмитрий Тверитнев.
Анастасия ИЗМАЙЛОВА.
Компетентно
Сергей НАУМОВ, министр образования Нижегородской области:
- Меры безопасности в образовательных учреждениях Нижегородской области усилены из-за убийства учителя в московской школе. Необходимая информация, направленная на повышение бдительности, разослана. Хочу успокоить родителей, детей и сказать то, что все, что можно было сделать для безопасности детей в регионе, сделано. Есть все нормативные документы. Видеокамеры установлены в школах Нижнего Новгорода и некоторых образовательных учреждениях крупных городов и поселков. В ряде школ есть турникеты. Работают школьные психологи, телефоны доверия. Дежурит охрана. Иногда родители даже обижаются, что кого-то из них не пропускают к собственному ребенку. Охранник был и в Москве, но он не смог остановить вооруженного школьника. Говорить о том, кто прав, а кто нет в московской трагедии, пока рано, это покажет следствие.
Мы соболезнуем родственникам погибшего педагога и полицейского. Тем более застреленный учитель - наш земляк родом из Вадского района. Для нас это общее горе. Педагогам, родителям нужно бдительно относиться к детям, к их психологическому состоянию. Ответственность за детей в большей мере лежит на родителях, но и педагоги снимать ее с себя тоже не должны. Нужно создавать в школах доброжелательную атмосферу, чтобы повторение случившегося было невозможно.К слову
Спустя некоторое время после произошедшего многие задумались, а можно ли было сделать что-то такое, чтобы предотвратить убийство учителя и полицейского, да и вообще стрельбу? Мог ли сделать что-то охранник, ко лбу которого приставили ствол? Оказавшиеся в коридоре педагоги? Что-то сказать парню такое, чтобы переломить ситуацию и не допустить бойню?
По словам нижегородского клинического психолога Дмитрия Тверитнева, ситуация, в которой старшеклассник явился в школу с двумя ружьями, наставив их на охранника и расстреляв учителя, форс-мажорная. Конечно, повлиять как-то на происходящее по логике надо было. Но в подобных ситуациях дистресса (запредельных ситуациях) возможны совсем другие реакции, несвойственные человеку. Человек становится расторможенным, но не по делу. Первая стадия его состояния - всегда шок. В это время он совершенно по-другому думает. И способность принимать решение у всех разная.
Память
Поблажек не делал
За чередой телевизионных репортажей о стрельбе в московской школе № 236, за экспресс-дискуссиями, которые в минувший понедельник на скорую руку были организованы ведущими ток-шоу на федеральных каналах, последовало некоторое осмысление происшедшего: то, что раньше происходило только с американскими школьниками, теперь произошло с нашим соотечественником - Сергеем Гордеевым.
И сразу эта одиозная фигура старшеклассника, устроившего кровавую бойню в стенах родной школы, как-то затмила погибшего старшего сержанта полиции Сергея Бушуева, погибшего учителя географии Андрея Николаевича Кириллова… А ведь у того была семья - жена и два маленьких сына: старшему Максимилиану - 4 с половиной года, младшему - полтора годика. В поселке Вад Нижегородской области, где он родился, живут его родственники. Родители Андрея уже умерли, старший брат отбывает наказание на зоне.
Андрей с детства мечтал быть учителем, поэтому по окончании Вадской средней школы поступил в Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П.Гайдара (ныне Арзамасский филиал ННГУ имени Н.И.Лобачевского), который окончил в 2006 году.
- Это был спокойный, тихий, скромный парнишка, - вспоминает теперь декан естественно-научного факультета, где учился Андрей, Денис Михайлович Кривоногов. - Он же деревенский. Все пять лет учебы жил в общежитии, был старостой этажа. Потому что ответственный, обязательный. И еще он был очень целеустремленный. И хотя учеба ему, выпускнику сельской школы, давалась нелегко (он учился на 3 и 4, реже получал пятерки), желание учиться у него было велико…
- Мы тут даже альбом достали этого выпуска, - рассказывает преподаватель Андрея по теории и методике обучения географии, доцент кафедры географии и экологии Валерий Александрович Шеманаев. - Дружный был курс. И на редкость "мужской", на 17 девушек в группе приходилось 16 ребят…
Отслужив год в армии, Кириллов стал работать в московской школе. Попутно занимался репетиторством. Потому что к тому времени уже женился, у него подрастали мальчишки…
- Я до сих пор использую в своей работе созданное Андреем портфолио - комплект его собственных разработок, - рассказывает преподаватель. - Он был очень неконфликтным и мягким человеком, странно, что кто-то пытается навесить на него какие-то претензии учеников. Уверен, что ученики его любили…
- Андрей Николаевич очень любил свой класс. Мог деньги личные отдать, если видел, что у кого-то не хватает на обед. Ему можно было в любой момент позвонить. Поболтать с ним. Он никогда даже голос не повышал. Максимум, что мог сказать: "Ребят, потише. Тема неинтересная - пересядьте на задние парты. Только не мешайте", - рассказывает бывшая ученица географа Ольга Андрониченко. - Новый год, 2013-й, мы все вместе в классе праздновали. Андрей Николаевич пришел с сынишкой Максимилианом, решил нас с ним познакомить. И пиццу заказал на всех. Сергей тоже был там. Но держался в стороне. Сергей - максималист, я думаю, он запросто мог разозлиться на учителя, если просто "четверку" получил. А Андрей Николаевич ставил оценки только за знания и поблажек не делал никому, даже медалистам.Татьяна ЧИНЯКОВА.
P.S. Появилась информация, что наш земляк, преподаватель географии Андрей Кириллов будет представлен к правительственной награде. Семье погибшего будет выплачено 5 млн рублей.
Экспресс-опрос
Как оградить подростков от гибельного шага?
Олеся, ученица 9-го класса Сормовской школы:
- Известие о случае в московской школе для моих друзей и для меня - это шок. Это что-то запредельное и невозможное. Конечно, между собой мы обсуждаем. В нашу школу может пройти любой, охранник занимается своими делами, турникетов нет. Мы не можем чувствовать себя защищенными. Подумаешь, что кто-то придет сюда и захватит в заложники класс, - страшно… Если родители в школу нас отпускают, то она должна быть безопасной, а теперь что, бояться? Но шок еще и из-за того, что сделал мальчик. Конечно, у него произошел какой-то срыв. Родители и учителя не должны внушать детям, что оценки важнее всего на свете. Это не самое главное и не показатель - хороший или плохой человек, даже если он двоечник. У меня есть одноклассница, которая в конфликте с мамой и в знак протеста родителям связалась с какими-то отморозками… Детям порой не хватает общения, не каждому родителю и учителю расскажешь, что у тебя на душе. А многие взрослые, педагоги и не интересуются. У меня, к счастью, есть учитель, которому я могу рассказать все, и знаю, что меня поймут.
Дмитрий АНДРЯШИН, заместитель председателя Союза отцов Нижнего Новгорода:
- Нравоучительные беседы в семье дают не такой уж и плохой результат. Только родители стали слишком загруженными и порой теряют контакт с собственными детьми. Что мы знаем, как чувствует сын себя за пределами нашего внимания? Морально-психологический климат в классе - это как термометр. К сожалению, его невозможно увидеть глазами. За этим "градусом", я думаю, должен следить классный руководитель. Он и психолог, и наставник, и контактер с мамами. В школе сейчас все разделяется, один учит, другой "жучит"… Социальный педагог часто не может знать морально-психологический климат в каждом классе, эти сотрудники должны активно помогать классным руководителям, работать с общественными организациями. Мы организовали Союз отцов, который немало делает в плане спортивной подготовки, патриотического воспитания, профориентации, профилактики зависимостей. Стараемся работать с детьми нестандартно. Нас спрашивали, зачем вы, отцы, ведете детей на экскурсию в следственный изолятор? Может, это неожиданно и шокирует, но я видел, как реагировали подростки. Они как-то зримо ощущали, что такое хорошо и что такое плохо. А турникетами от вредного воздействия сыновей не спасти…
Ирина ШАТАЛИНА, завтруппой Нижегородского ТЮЗа, в прошлом педагог-организатор воспитательной работы с детьми и подростками театра:
- Мне кажется, что трагедия, произошедшая в московской школе, не случайна. Это то, к чему мы идем, мало-помалу разрушая пути взаимодействия детей с культурой, забывая о ее воспитательной функции. И здесь важна не столько эстетическая сторона, но и нравственная, и моральная. Детские театры в начале прошлого века были созданы именно с этой целью. На спектакле ребенок получает урок нравственности, сопереживая герою, который зримо находится рядом, на глазах принимает решения, совершает поступки. Юный зритель делает свой выбор: как поступить, как жить, на кого стать похожим. Идеалом не должен стать убийца и вор. Раньше были широко распространены формы работы со зрителем, такие как "В театр всей семьей", творческие встречи с актерами после спектаклей. Стараемся это сохранить. Такие же формы работы могут быть и были в филармониях, музеях, других учреждениях культуры. К сожалению, трагический случай с подростком-отличником, который хорошо усваивает науки, но не усвоил обычной человеческой морали "не убий", говорит о том, что нужно вернуться к тому, что постепенно утрачивается.
Эльвира КЛЮКВИНА, учитель начальных классов:
- Бороться с трагедиями не имеет смысла. Их надо предотвращать. А добиться того, чтобы печальные истории не происходили, можно единственным способом - воспитанием детей. Ребенок с раннего возраста должен любить все живое. А взрослые в школе и дома обязаны прививать ему эту любовь. Был в моем классе мальчик, который рассказывал одноклассникам про то, что нельзя срывать с дерева почки, потому что веткам больно. Дети его слушали и перенимали жалость. А я подтверждала, что все живое имеет право на жизнь, которая сама по себе бесценна.
Лариса БОГАТЫРЕВА, педагог с сорокалетним стажем:
- Есть дети, которые ведут себя открыто. Они понятны, даже если агрессивны. А есть дети замкнутые. Так вот, со скромными и закрытыми детьми взрослые и должны быть особо бдительны. Ведь неизвестно, что на уме у человека, который никак себя не проявляет, кроме как, например, стремлением к хорошим отметкам. Смотрела вчера передачу "Пусть говорят" и сделала вывод, что Сережа - очень одинокий человек. О том свидетельствуют высказывания его одноклассников, сквозящие неким равнодушием к случившемуся. Трагедия, к сожалению, засвидетельствовала о разобщенности в классе. Если бы этой разобщенности не было, мальчик не взялся бы за оружие. Одиночество ребенка - очень тревожный симптом. Прежде всего для родителей.Опрос провели Валентина АЛФЕРОВА, Вера ЧЕБОТАРЕВА.