Век Серебряной

Век Серебряной

Без малого пятьдесят лет носила погоны Клара Серебряная. Свою карьеру после окончания Казанского университета начинала в далекой Сибири простым следователем, затем перевелась в Горький, а на заслуженный отдых уходила полковником юстиции, "важняком", много лет проработав старшим следователем по особо важным делам в областной прокуратуре. Но и сегодня Клара Михайловна в строю: встречается с бывшими коллегами, делится опытом с молодежью, работает в советах ветеранов областной прокуратуры и Следственного управления СКР по Нижегородской области... И вспоминает былые "дела".

Дело Мухиных

В 1990 году в Городце пропала девочка, Лена Борисова. Вышла из музыкальной школы, перешла дорогу, встала на автобусной остановке. Когда автобус подъехал, Лена оказалась третьей в очереди на посадку. Внезапно она выходит из очереди, будто ее окликнул кто-то, автобус уезжает, а школьницу с тех пор больше никто не видел. Когда следователи вели поиск, они даже проследили начало пути, по которому следовала машина, увозившая Лену: девочка была умненькая и, видимо, каким-то образом умудрилась в открытое окно автомобиля выбросить на дорогу свои ноты. Это была последняя от нее весточка...
Ее искали долго - на суше и под водой. Убитые горем родители, потерявшие единственную дочь, привозили экстрасенса из Латвии. Та указала на поле:
- Ищите здесь!
Все поле буквально вспахали, но ничего не нашли. Когда отчаявшиеся родители обратились к Ванге и знаменитая болгарская ясновидящая сказала им: "Девочка убита, ищите там, где шлюзы", водолазы исследовали дно Горьковского водохранилища. Но опять ничего не нашли…
В те дни Серебряная приехала в Городецкую прокуратуру по делу пропавшей Лены Борисовой. Когда сидела в кабинете у прокурора, услышала разговор тамошних коллег:
- У нас двойное убийство, мужа и жену Мухиных нашли мертвыми в их доме…
- Чем убили? - вмешалась Серебряная.
- Гантелей по голове.
- Лоскут взяли?
- Нет, - растерялся следователь. - Да их сегодня уже хоронят.
- Поезжайте на кладбище, срочно возьмите лоскуты кожи с головы.
- Так ведь разорвут нас родственники, Клара Михайловна!
- Не разорвут, скажите им, что эксгумация, когда труп выкапывают из могилы, гораздо хуже…
Когда следователи приехали на кладбище, один гроб уже заколотили, во второй только начали забивать гвозди. Выслушав следователей, родственники убиенных возроптали было, но, услышав слово "эксгумация", отступили. Судмедэксперты взяли кожу с трупов, гробы по новой заколотили и без лишних слов закопали.
Пока Серебряная занималась Леной Борисовой - экспертиза по пропавшей девочке еще не была закончена, - городецкие коллеги искали убийцу Мухиных. Под подозрение попал бывший "афганец", который в ночь убийства был на деревенской дискотеке. И нашлось немало свидетелей, которые видели, как он на своей красной машине разъезжал по Городцу.
- Разреши допросить "афганца", - попросила Серебряная начальника милиции. Сердцем чуяла, не виноват парень.
Она к тому времени уже знала, что, убив хозяев, незваный гость, которому они, судя по всему, сами открыли дверь, так как следов взлома оперы не обнаружили, вынес все самое ценное и поджег дом. Но проснувшиеся соседи вызвали пожарных. Те огонь потушили, поэтому трупы оказались целехонькие. Еще знала "важняк", что глава семейства работал в местном лесхозе и частенько похвалялся своим достатком…

Спасти "афганца"

Про невероятную интуицию старшего следователя по особо важным делам в областной прокуратуре ходили легенды. Годы, которые она провела в здешних стенах, раскрывая громкие и запутанные преступления, называли "век Серебряной". Из уст в уста рассказывали про дело маньяка-убийцы Владимира Андреева, на счету которого было восемь загубленных жизней. Работая водителем в прокуратуре, тот был в курсе всех подробностей следствия и потому долго считался неуловимым.
Клара Михайловна вспоминает:
- И вдруг среди ночи, почти во сне, как током ударило: а ведь это наш Володя!
Но, кроме догадки, у нее против "нашего Володи" не было ни одного доказательства. И тогда она пустилась на хитрость.
- А вы раскроете это убийство? - допытывался у нее водитель Володя, когда они возвращались в прокурорском "уазике" с места преступления.
- Раскрою, - уверенно кивнула Клара и доверительно добавила: - Если, конечно, в ближайшие день-два не произойдет точно такого же.
Через сутки в их районе был найден очередной труп изнасилованной девушки с перерезанным горлом…
...Итак, тридцатого декабря начальник Городецкой милиции направлялся по делам в Нижний, а полковник Серебряная вместе с ним возвращалась домой.
- Отпусти "афганца", - просила она. - Не виноват он.
- Если не он, то кто же? - не соглашался начальник.
- А вот ты посмотри, кто 20 декабря (то есть наутро после убийства Мухиных. - Т.Ч.) в лесхозе не вышел на работу. Тот и убил…
Через несколько дней, когда Клара Михайловна, простуженная, лежала с высокой температурой в постели, в квартире Серебряных раздался звонок.
- В прокуратуру позвонили из Городца, они взяли убийц, - сообщил начальник. - Теперь тебе поручили это дело, собирайся и езжай…
Как позже выяснилось, городецкие следователи, несмотря на свои амбиции (у провинциалов собственная гордость!), все же вняли совету областного "важняка". Слава об этой Серебряной и ее неслыханной интуиции к тому времени простиралась на всю Россию. Конечно, исключительно в среде криминалистов…
Посмотрели график выхода на работу сотрудников лесхоза - так и есть! Двое рабочих в то утро не явились и, говорили про них, где-то пьянствовали.
- Один-то был "интеллигент", у него родители педагоги, немец по фамилии Ламп, - вспоминает Клара Михайловна. - Он у меня на первом допросе "поплыл"… А второй, Чуркин, оказался покрепче, бывалый - сразу видно. Уж какими только словами меня не оскорблял! А я с ним исключительно вежливо и на вы. Это его еще больше бесило. Но - крутился-крутился, а в конце концов заговорил. Рассказал, как все происходило, показал то место в лесу, где украденные у Мухиных вещи закопали…
По дороге из леса Чуркин попросил остановить машину возле кладбища. "Сейчас покажет, где деньги спрятал!" - осенило Серебряную. Ан, нет! Подошел к могиле матери, поцеловал памятник. Попрощался, значит. А украденные деньги, как позже выяснилось, были спрятаны в поленнице…

Три стакана

Так вот как все это было. Работник лесхоза Мухин, как рассказывали на допросе арестованные Ламп и Чуркин, действительно любил хвастаться. Как выпьет, бывало, так и начнет:
- У меня и то, и это, и деньжищ - куры не клюют…
Ну и сговорились ребята, рабочие того же лесхоза, пощипать болтуна. План разработали заранее: убить обоих супругов, чтобы не оставлять свидетелей, ограбить, дом поджечь. А поначалу пришли, как к приятелю, с бутылкой водки - якобы сообразить на троих. Тот и дверь им открыл, ничего не подозревая, и нехитрую закусь соорудил, накрыв на стол…
- План был неплохой. Если бы дом сгорел дотла, вряд ли мы вышли на их след, - рассказывает Клара Михайловна. - Но - проснулись соседи, увидели в окно дым, а потом и искры, выбившиеся из-под крыши, и вызвали пожарных. Дом обгорел самую малость, следователи даже восстановили картину пиршества: стаканов-то было три! Это обстоятельство, пожалуй, и спасло "афганца"-одиночку…
После того, как арестованные дали показания, оставалась самая малость: подготовить обвинительное заключение, передать его на подпись прокурору и направить дело в суд.
Если бы не отменили к тому времени смертную казнь, могли бы и "вышку" схлопотать приятели. А так - с учетом всех характеристик - дали им по пятнадцать лет строгого режима, на том и закончилось дело Мухиных. Кстати сказать, одновременно с громким, аж на всю страну прогремевшим делом Кашинцева. Полковник юстиции Серебряная из Нижегородской облпрокуратуры входила тогда в состав следственной бригады Прокуратуры РФ по многоэпизодному делу об умышленных убийствах жестокого маньяка-извращенца, который тиражировал свои преступления на территории России. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
…Давно остыл в чашках недопитый чай, и короткий зимний день за шторами накренился к закату. Прощаясь, спросила Клару Михайловну про ту, пропавшую в Городце, девочку. Хозяйка дома печально вздохнула:
- Лену Борисову не нашли до сих пор…

Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате