С реформой МВД вышло как с ремонтом квартиры - тот никогда не кончается. С 2009 года, когда преобразования начались в этом силовом ведомстве, его сотрудники живут как на вулкане. Недавно этот процесс опять активизировался: Комитет гражданских инициатив предложил сделать из одной нашей полиции аж целых три…
Всяк сверчок на свой шесток
Основная мысль - децентрализация вплоть до ликвидации МВД, а с ним наркоконтроля и Следственного комитета РФ. По предложению реформаторов новая полиция должна состоять из муниципальной, региональной и федеральной. Причем по задумке комитета полномочия этих трех ведомств не должны пересекаться.
Муниципальной полиции в этой концепции отводится функция поддержания общественного порядка, регистрации заявлений граждан, которые потом должны будут передаваться по подведомственности в региональную или федеральную полицию. К муниципалам должны относиться нынешние ППС, участковые и дежурные части.
Регионалам же поручат заниматься преступлениями нетяжкими и средней тяжести, а также наведением порядка при проведении значимых мероприятий. Сюда приплюсовали и нынешнюю ГИБДД. Эта полиция второго уровня возникнет на базе нынешних отделов и управлений МВД, оперативных служб полиции, дознавателей и следователей МВД и сотрудников ФСКН.
Федеральная полиция появится на базе Следственного комитета РФ и будет заниматься расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, а также выявлением коррупции на всех уровнях.
Первый уровень полиции будет подотчетен органам местного самоуправления, второй - губернатору и Законодательному собранию региона, третий - непосредственно президенту.
Кроме того, в том "новом полицейском мире" появится специальная структура, которая будет заниматься только должностными преступлениями силовиков. И еще для эффективной работы правоохранителей инициаторы нового витка реформы предлагают отобрать у копов функцию подсчета показателей своей деятельности. Это будет делать новая структура - Федеральное агентство криминальной статистики.
Красной нитью у реформаторов проходит мысль отделить тех, кто регистрирует преступления, от тех, кто их расследует. Дабы избежать отказов от регистрации заведомых "висяков". Прогноз - окончательная победа над "палочной" системой.
Зациклились на новациях
Говорить с кем-либо из действующих сотрудников МВД о новой реформаторской инициативе - доля неблагодарная. Реакция у них одинаковая и сводится к требованию: дайте нам спокойно работать, мы устали от передряг…
Здраво оценить творческую мысль Комитета гражданских инициатив берутся далеко не все.
- Сделать разные службы полиции независимыми мне кажется здравой идеей. Переподчинить службы так, чтобы до самого верха было разного уровня руководство, - это должно дать антикоррупционный эффект, - считает бывший сотрудник ОВД Андрей Краснов. - А само деление полиции на муниципальную, региональную и федеральную - идея надуманная. Будут футболить дела друг другу: это не наше, это региональщиков, а это федералов, особенно если дело явный "глухарь". Если эта идея все-таки будет реализована, то придется долго налаживать новые взаимосвязи в предложенной структуре. И не факт, что можно получить ожидаемый результат - улучшение в работе ведомства.
В кулуарах многие наши собеседники в погонах "не для печати" говорили о том, что те, кто зациклился на реформировании, делают это не из желания улучшить качественные показатели правоохранителей, а под преобразования получить огромные средства и начать их "осваивать".
- Я считаю предлагаемую структуру полной ерундой, - говорит председатель общественного совета при ГУ МВД России по городу Нижнему Новгороду, заместитель генерального директора ННПО им. М.В.Фрунзе Вадим Гребенщиков. - Этим можно только завалить всю правоохранительную систему. У нас нередко идеи рождают непрофессионалы. Прислушиваться же надо к тем, кто проработал в милиции. В самой системе МВД накоплен огромный опыт, и не нужно что-то кардинально перестраивать. Нужно просто наладить то, что есть. Зачем изобретать велосипед, когда все уже давно изобретено.
Не нужно лихорадить копов…
По словам Владимира Анатольевича, действительно, в перестройку, когда в ОВД была мизерная зарплата, часть сотрудников ушла в частные структуры и кадровый потенциал был ослаблен.
- Теперь все налаживается, - утверждает наш собеседник, - приходят новые образованные кадры из академии МВД. Как председатель общественного совета я постоянно отслеживаю ситуацию и могу сказать, что сейчас все становится на свои места. И не нужно лихорадить полицейских, которые совсем недавно пережили реформу. Необходимо и дальше последовательно наводить порядок, работать с личным составом, выдвигать на должности инициативных, перспективных, грамотных сотрудников.
По мнению Вадима Гребенщикова, более эффективной работе правоохранителей сегодня мешает еще слабая законодательная база. Правда, и здесь есть подвижки. Депутаты Госдумы в последнее время стали четче реагировать на ситуацию: ужесточают меры против нарушителей правил дорожного движения, взяточников и лиц, совершивших преступления против несовершеннолетних.
Критически отнесся председатель общественного совета и к идее отобрать у полиции функцию сбора статистики.
- МВД должно вести свою статистику, чтобы была ясная картина работы всех служб, чтобы знать, куда двигаться дальше, - поясняет Вадим Гребенщиков. - Другое дело, что общество должно оценивать деятельность полиции не по каким-то статистическим показателям, а по реальным результатам, когда граждане станут реально чувствовать себя на улицах безопасно. Людям неинтересно, сколько было задержано пьяных за рулем и отобрано прав у водителей, им важно снижение числа ДТП на дорогах.
Ольга МАКАРОВА.
Справка "НН"
Принято считать, что полиция в европейском понимании этого слова появилась в России во времена Петра I. Царь-реформатор, не доверяя дедовским институтам исполнительной власти, повсеместно назначал военные команды для надзора за соблюдением порядка и исполнением царских указов. Их ряды пополняли откомандированные и изгнанные из армии офицеры, а зоной ответственности стало исполнение всех законов, так что со временем полицейские начали надзирать абсолютно за всеми сторонами жизни подданных Российской империи.
В 1907 году полиция в России делилась на общую и жандармскую, наружную и политическую, конную и пешую, городскую и уездную, сыскную, фабричную - на фабриках и заводах, железнодорожную, портовую, речную и горную - на золотых промыслах. Кроме того, существовали: полиция волостная и сельская, полиция мызная, полевая и лесная стража для охраны полей и лесов. По способу организации полиция могла быть подразделена на пять типов: военную, гражданскую, смешанную, коммунальную и вотчинную.
После Октябрьской революции 28 октября 1917 года принят декрет "О рабочей милиции", в котором говорилось, что все Советы рабочих и солдатских депутатов учреждают рабочую милицию, которая находится всецело и исключительно в ведении Советов рабочих и солдатских депутатов. Это постановление стало юридической основой создания советской милиции.
С 1920 года в состав милиции вошли: городская и уездная милиция, промышленная, железнодорожная, водная (речная, морская), разыскная милиция. 17 ноября 1923 года в системе органов внутренних дел была создана служба участковых надзирателей - нынешних участковых инспекторов милиции. До 1931 года милиция находилась в ведении местных Советов, затем в системе Наркомата внутренних дел.
В 1936 году были созданы подразделения Государственной автомобильной инспекции (ГАИ), в 1937 году - по борьбе с хищениями и спекуляцией (БХСС). К 1941 году в структуре Главного управления рабоче-крестьянской милиции имелись отделы уголовного розыска, БХСС, наружной службы, ГАИ, железнодорожной милиции, паспортный, научно-технический, по борьбе с бандитизмом.
С 1991 года в структуру МВД России входят Внутренние войска. Они состоят из частей оперативного назначения, специальных моторизованных частей, частей по охране важных объектов и грузов, авиационных и морских частей, частей обеспечения деятельности войск.
К 2004 году в структуре МВД РФ насчитывалось более 37 управлений, 5 ноября 2004 года президентом был подписан указ, в соответствии с которым эти управления были заменены на 15 департаментов, центров и специальных органов.
Между тем
Почти восемь триллионов рублей планирует потратить МВД России в ближайшие семь лет на борьбу с преступностью и обеспечение общественной безопасности. Такая сумма заложена в проекте постановления правительства РФ "Об утверждении госпрограммы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", рассчитанной на 2014 - 2020 годы.
Целью программы является повышение качества противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной безопасности и безопасности дорожного движения, а также доверия к органам внутренних дел.
Пресс-центр МВД России опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что в ближайшие семь лет на пиар полицейских будет потрачено почти 3 триллиона рублей.
В пресс-центре рассказали, что задача повышения доверия граждан к органам внутренних дел содержится в одной из подпрограмм проекта - "Обеспечение реализации государственной программы", на которую планируется выделить 2,852 триллиона рублей. Помимо обеспечения публичности и открытости полиции, подпрограмма призвана повысить эффективность кинологических подразделений, обеспечить в изоляторах временного содержания условия, соответствующие требованиям российского законодательства.
Кроме этого, подпрограмма предусматривает повышение качества медицинского обслуживания полицейских и обеспечение их благоустроенным жильем.