"300 спартанцев: расцвет империи". США, 2014. Режиссер Ноам Мурро. В ролях: Салливан Степлтон, Ева Грин, Лина Хиди, Ганс Мэтисон, Родриго Санторо, Джек О'Коннелл.
Продолжение эпической саги, основанное на комиксе, выдержано в прежнем визуальном стиле, который условно можно обозначить как "хей-хей-хей, кетчупа не жалей!". Специально для забывчивых или не смотревших первую часть блокбастера сразу расскажут краткую историю греко-персидских войн в голливудской обработке.
Греческий полководец Фемистокл мечтает о единой и сильной Греции, которая благодаря царящей там демократии разрознена и разобщена. Зато монолитом выглядит многомиллионная армия персов, предводительницей которых становится этническая гречанка Артемисия. В свое время она натерпелась от соотечественников, была спасена персом и стала преданной защитницей тамошнего царя. Царя убила стрела Фемистокла, после чего Артемисия внушила наследнику престола Ксерксу, что он царь и бог, который обязан свершить страшную месть и испепелить Грецию.
Занятно показано магическое обращение Ксеркса из обыкновенного парня в божество: после скитаний в пустыне он совершает ритуальное омовение в логове каких-то демонических уродцев, после чего перевоплощается в бронзовую мумию, увешенную рок-н-ролльными аксессуарами, которая сама себя именует царем-богом.
Такая вот насмешка над тем, как становятся тиранами и деспотами. Вернее, как ими делают. Ведь фигура Ксеркса никакой существенной роли в фильме не сыграет - кроме позирования в эффектных позах и фокусирования на себе изумленно-восхищенных взглядов толпы. Вершить историю будет кровожадная и беспощадная Артемисия.
О том, что сделало красавицу такой, авторы фильма также доходчиво расскажут, в связи с чем назреет вопрос: так почему же зритель должен встать на сторону греков? Только ли потому, что Грецию объявили оплотом демократии, а Персию - империей зла? Собственно, в фильме у персидской стороны куда больше аргументов в пользу справедливости. Но когда демократия в опасности, кетчупа никому не жалко…
Не так уж часто мы видим на экране морские бои, тем и замечательны боевые сцены фильма. Изящными маневрами, которые Фемистокл предпринял против гигантского персидского флота, он снискал восхищение Артемисии, и тогда война приобрела эротическую окраску, а морские баталии померкли на фоне страстного рандеву двух лучших врагов.
Самих спартанцев покажут на экране лишь пару раз, причем в юмористическом свете, что не помешает им стать в итоге символом борьбы за свободу. Ведь американские комиксы - те еще лозунги. В кульминационной сцене Фемистокл так и говорит: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
Ольга ГОРНОВА.