С кем он только не играл! Левон Оганезов - самый популярный аккомпаниатор отечественной эстрады и просто виртуозный пианист. Аркадий Арканов увековечил его в шутке "Без бемолей и диезов вам сыграет Оганезов". Гастроли артиста с успехом проходят в городах России и за рубежом, а накануне Дня смеха он побывает в Нижнем Новгороде. Кстати, вместе с ним в концерте на сцене ДК ГАЗ, посвященном 115-летию со дня рождения Изабеллы Юрьевой, примет участие и певица Лида Маликова. Корреспонденты "НН" позвонили Оганезову в Москву, и в эксклюзивном интервью Левон Саркисович поделился некоторыми особенностями профессии концертмейстера.
Не сфальшивишь
- В вашей семье были музыканты?
- Все владели какими-либо инструментами и музицировали по слуху. Мама, например, играла на мандолине. Профессионально занимался только я один. Слух у всех был замечательный, и если я нажимал не ту клавишу, мне все на это сразу же указывали: "Ты взял не ту ноту!" Я спрашивал: "Откуда вы знаете?" Мне отвечали: "Мы все знаем!" Обмануть этих людей, сыграть при них фальшиво было невозможно.
- Вы окончили Московскую консерваторию и аспирантуру, занимались в классе у Владимира Софроницкого, заняли второе место на конкурсе пианистов имени Сергея Прокофьева - и все же вас не прельстили лавры исполнителя академической музыки.
- Любовь к академической музыке я оставил себе в качестве хобби, потому что с 1958 года, с перерывом на армию, я работал в эстраде, и в этой области сделал себе, как говорится, определенное имя. Также я занимаюсь всем, что подразумевает наша профессия. Работал в оркестре, делал аранжировки; я это не очень люблю, но умею. Много работал в кино - дописывал музыку за других, сочинял сам к фильмам и всяким театральным постановкам.
- Но ваш дебют, если не ошибаюсь, состоялся "случайно": вы заменили заболевшего пианиста Наума Вальтера на концерте в Колонном зале Дома Союзов и аккомпанировали тенору Михаилу Александровичу. С тех пор прошло 55 лет.
- Мне повезло. С тех пор меня заметили, поняли, что я могу и аккомпанировать тоже, и стали уже доверять. Ведь Александрович был народным артистом СССР, лауреатом Сталинской премии. Кстати, он меня приглашал к себе домой, где мы репетировали.
Артист второго плана?
- Многие считают, что аккомпаниатор по сравнению с певцом как бы на вторых ролях.
- Я помню впечатление от первого приезда в СССР театра "Ла Скала": итальянские артисты своему концертмейстеру чуть ли не в ножки кланялись, смотрели на него влюбленно и внимательно, как обычно оркестранты на дирижера смотрят. Именно он руководил всем процессом! Когда все отрепетировано, не надо даже смотреть друг на друга - там идет семейная жизнь, и можно, не глядя, все делать. А вот когда отрепетировано не очень, на первое место становятся чувства общие: форма, эстетика и правила, своя "феня", которые и артист, и концертмейстер соблюдают. В классике правила существуют уже двести лет, и поэтому в ситуации, когда за десять минут до концерта мне принесли ноты, не нужно выяснять, кто первый, кто второй - мы просто соблюдаем свои правила.
Я могу своим аккомпанементом поднять певца на определенную высоту, а могу и опустить ниже его уровня. Например, могу не дать ему паузу, чтобы вздохнуть… Здесь от аккомпаниатора очень много зависит. Если я хочу солисту навредить, что бывает редко - ха-ха! - я могу сделать это с легкостью! Конечно, есть певцы, которые не слушают аккомпанемент, а поют так, как считают нужным. Это другое дело, здесь я полностью полагаюсь на певца и иду за ним.
Морозоустойчивый армянин
- Один из мудрецов заметил: "Жизнь - как пьеса: не то важно, длинна ли она, а то, хорошо ли сыграна". С позиций своего возраста какую оценку вы дали бы вашей собственной "пьесе"?
- Пьеса моя написана очень неплохо, и если что-нибудь не получилось, значит, я ее не так сыграл. Нам вообще пишут хорошие пьесы, главное - надо стараться хорошо сыграть свою роль.
- У вас поразительное чувство юмора: даже о драматических событиях вы рассказываете с улыбкой. Взять, например, случай, когда вас в раннем детстве родители уронили в снег и вы пролежали там несколько минут…
- Да, и папа сказал тогда: "Мы вывели морозоустойчивого армянина!" Чувство юмора есть у каждого музыканта. Если вести статистику, то самые смешные случаи и анекдоты - от музыкантов, так уж у них мозги устроены. Потом шутки переходят в актерские кулисы и оттуда расходятся по свету. Если ты пошутил без большого количества свидетелей, потом не докажешь, что эта шутка - твоя. Вчера ты рассмешил людей, а на следующий день тебе эту же остроту совершенно посторонние люди рассказывают, и требовать авторства в данном случае бесполезно! Я лично выпустил в свет очень много шуток, и только моя жена, дети знают, что это - папина шутка, а все остальные считают, что это уже давно придумано кем-то другим.
- Курьезные случаи во время концертов с известными артистами происходят?
- Происходят, конечно! Правда, со мной не происходило ничего особенного, если не считать случая, когда у меня вдруг поехал… рояль. Вот просто - взял и поехал! Было это в Иркутске, маленький скос сцены…А Иосиф Давыдович Кобзон продолжает выступление. Так я правой рукой держал рояль, а левой - все-таки закончил песню.
Мария ФЕДОТОВА, Владимир ШЛЫКОВ. Фото lev-video.ru.
Авторы благодарят президента Ассоциации русского романса "Изумруд" (Москва) Надира Ширинского за содействие в организации интервью.
Справка "НН"
Российский пианист, композитор, актер и телеведущий, народный артист России Левон (Леонтий) Саркисович ОГАНЕЗОВ родился 25 декабря 1940 года в Москве. Окончил музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова и Московскую консерваторию, неоднократно побеждал на фортепианных конкурсах.
Пятьдесят пять лет назад дебютировал как концертмейстер, работал со многими известными артистами (Клавдия Шульженко, Олег Анофриев, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Андрей Миронов, Владимир Винокур, Лариса Голубкина, Ян Осин, Максим Галкин и другие).
Был соведущим телевизионных программ "Белый попугай", "Суета вокруг рояля", "Добрый вечер с Игорем Угольниковым".
Женат, имеет двух дочерей.