Сидельцам на воспитание?

Сидельцам на воспитание?

В обществе, где большой процент разводов и матерей-одиночек, полноценное воспитание детей вообще становится редкостью. Тем трогательнее кажется забота государства о детях, которые волею судьбы вообще остались без попечения родителей.

В зависимости от тяжести

Различных правительственных программ и всевозможных проектов в этом направлении сейчас реализуется немало. Однако некоторые новации вызывают дискуссию, поскольку во многом спорны.
Так, по действующему законодательству стать усыновителями не могут граждане, имеющие или имевшие судимость, а также находящиеся под уголовным преследованием за преступления: против жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности, семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности. В недрах Минобрнауки сейчас зреет следующий законопроект. Если установлено, что человек совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, ему будет категорически запрещено усыновлять детей. А вот если гражданин совершил преступление малой или средней тяжести и судимость была погашена, то у гражданина может появиться возможность стать усыновителем.
Между тем усыновители бывают разные. Так, полтора года назад Арзамасский городской суд рассматривал такое дело.
Гражданин Украины довольно длительное время прожил в Арзамасе. Здесь он женился на местной жительнице, усыновил ребенка. Но за обретением российского гражданства так и не обращался.
Затем он дважды попадал под суд. Один раз за хулиганство, второй - за кражу. Оба раза он был приговорен к реальному сроку и отбывал наказание в местах лишения свободы. Второе его преступление было из категории тяжких. Во время пребывания на зоне он так и не признал свою вину, поощрений не получал, нарушал режим - в общем, характеризовался отрицательно.
По выходе на свободу на миграционный учет он так и не встал.
По мнению Минюста, непогашенная судимость за совершение в России особо тяжкого преступления создавала реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Бывший зэк утверждал: если его выдворят, он не сможет общаться с ребенком. Однако суд посчитал, что "факт создания семьи на территории другого государства не является препятствием для высылки иностранного гражданина с территории данного государства".
Также суд отнесся критически к справке с места работы и характеристикам с места жительства недавнего сидельца, которые он принес в суд, поскольку он только-только освободился из мест лишения свободы.
Чему научит ребенка такой отец?

Незавидная участь

А вот еще история другого судимого и его ребенка. Двум братьям из города Саратова с родителями не повезло. Их мать и отца лишили родительских прав, последнего - после того, как он освободился из мест лишения свободы. Мальчиков, оставшихся без попечения, определили в государственное сиротское заведение. Одного из братьев вскоре усыновила приемная семья из США, и он был вывезен за границу. Тетя оставшегося брата приглядывала за ним, но так и не смогла добиться опеки, поскольку не имела постоянного места работы, да и с жильем у нее были проблемы. Мальчик учился в кадетской школе-интернате. В положенный срок парня призвали в армию. К сожалению, судьба его сложилась трагично. Он не вынес изуверских истязаний своего сослуживца и умер от мучений. Эту историю "НН" рассказывали в материале "Молчание солдат" в номере за 28 декабря 2012 года. Гостиницу, стоящую в одной из воинских частей в Мулино на отшибе, приказали охранять трем солдатам. Воспользовавшись отсутствием присмотра командования части, один из младших сержантов решил показать превосходство над другим. До сих пор так и осталось непонятным, почему тот терпел издевательства. Кто знает, возможно, и потому, что у него было тяжелое детство и он не знал, как себя защитить.

Никто не застрахован

- Что касается категорического запрета на усыновление детей судимыми гражданами, то, наверно, это неправильно. Здесь нужен дифференцированный подход, - считает председатель общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков.

- Простой пример. Совершено ДТП по неосторожности. С тяжкими последствиями. Человека осудили и приговорили к сроку в колонии-поселении. Он мог быть приговорен к наказанию, не связанному с лишением свободы. Но это тоже судимость, которая погашается в течение года-двух. Но ведь это "нечаянное" преступление. По сути, нарушена техника безопасности. Это может произойти с кем угодно. Так что само по себе наличие судимости не характеризует человека. Или другая ситуация. Человек осужден за умышленное причинение легкого вреда здоровью - например, в драке защищал кого-то из близких. Или человек превысил пределы необходимой обороны, защищая себя. Бывают и такие судимые. Другое дело, если человек судим за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с посягательством на личность, половую неприкосновенность, или за наркопреступления. Таким доверять воспитание детей неразумно.

- У нас очень много преступлений, попадающих в категорию небольшой тяжести. И они совершаются в подростковом возрасте либо в состоянии аффекта, - говорит психоаналитик Марина Локоткова. - Аффект не психическое заболевание. В него может впасть любой, если на человека обрушилось вдруг что-то, с чем трудно справиться. Также есть большая доля преступлений, совершаемых молодежью: кражи и грабежи. Но можно сказать, что это свойственно для такого возраста. Просто таким образом у нас психика развивается.

В индивидуальном порядке

- Тут можно положиться на компетентность социальных органов, которые будут принимать решение по вопросу об усыновлении. Нужно все-таки четко понимать, что у нас система опеки и усыновления выдвигает очень жесткие требования к потенциальным родителям, - успокаивает противников новации Марина Локоткова. - Ведь мало только не иметь судимости, нужно еще доказать, что ты можешь этого ребенка обеспечивать. Человек, вернувшись после отбытия срока, смог адаптироваться в обществе, получить работу, достичь определенного финансового уровня, обзавестись жилплощадью. Значит, он вполне адекватный. Если он смог вполне адаптироваться, то ему дадут усыновить ребенка. Значит, он вернулся и стал нормальным гражданином.
Наша собеседница скептически относится к утверждениям, что зона сильно влияет на психику человека, что он будет не в состоянии воспитывать детей:
- У нас в обществе много людей, на психику которых повлияли и более сильные впечатления, чем отсидка на зоне. Например, к этой категории можно отнести побывавших в горячих точках. И они тоже, можно сказать, не совсем вменяемые. Но ведь есть и много семей, в которых отец, вернувшись с зоны, вырастил нормальных детей. Так что нельзя однозначно устанавливать, что такой-то категории нельзя давать детей на усыновление. Это неправильно. По каждому потенциальному усыновителю нужно принимать решение индивидуально. Но, конечно же, судимым за сексуальное насилие или умышленную агрессию разрешать усыновление нельзя.

Ольга МАКАРОВА. 

Компетентно

Надежда ОТДЕЛКИНА, уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области:
- Я к таким новациям в законодательстве отношусь весьма положительно. В течение прошлого года к нам по данной проблеме обращались несколько раз.
В одном случае ситуация была следующая. Отец забрал свою старшую дочь из пьющей и хулиганящей компании. Дочери показалось, что папа сделал это слишком грубо, с рукоприкладством. Она подала на него заявление, было возбуждено уголовное дело о жестоком обращении. Хотя дело было прекращено, но в результате мужчину лишили родительских прав в отношении всех его троих детей. Он долго боролся за то, чтобы ему вернули детей, да и дети очень хотели быть с ним. На сегодняшний день районным судом папа восстановлен в родительских правах, забрал детей к себе.
Если судимость так влияет на отношение родителя к собственным детям, то что тут говорить об усыновлении и принятии детей в приемную семью.
За прошлый год к нам были еще обращения от приемной семьи и от семьи, которая решила взять под опеку. И в первом, и во втором случае папами по молодости были совершены преступления небольшой тяжести. В обоих случаях в соответствии с сегодняшними требованиями законодательства им было отказано.
У нас также было обращение из района, когда было отказано женщине в усыновлении, хотя ее судимость была погашена лет пятнадцать назад. Между тем ее семья характеризуется положительно, супруги хорошо воспитали своих детей.
Принятие закона, о котором мы говорим, это своевременная норма. Ее одобряет и наш федеральный уполномоченный Павел Астахов. Кстати, при пересмотре этих законодательных норм было принято к сведению заключение Конституционного суда.
В новом законопроекте речь идет об усыновлении. На мой взгляд, как только закон будет принят, эти же нормы будут распространены и на форму опеки и приемной семьи. Это очень хорошая норма, которая позволит расширить возможности тех семей, которые встали на путь исправления. Ведь бывают разные ситуации в жизни, и нужно дать таким людям шанс. Взяв детей в семью, они и сами реабилитируются.

Цифры

По данным Управления судебного департамента в Нижегородской области, общее количество осужденных в 2013 году составило 8358 лиц, из них 1053 (12,6%) - женщины.
За год районными и городскими судами региона было рассмотрено 1539 дел о лишении родительских прав, 366 дел об усыновлении детей, 9 исков об отмене усыновления детей.

Следите за нашими новостями в удобном формате