Для жителей ветхих домов по улицам Василия Калашникова и Труда в Сормовском районе Нижнего Новгорода весть о том, что им предстоит переехать в новое жилье, была более чем желанной. За шикарным комплексом современных зданий Центра одаренных детей, практически в двух шагах от центра района, расположена эта ветхая деревенька, где не было никаких признаком цивилизации.
Пустые ожидания
Многие дома на этих улицах были возведены еще в тридцатых годах XX века, а некоторые и того раньше. На момент прихода строительной компании "Эфа-2", входящей в группу компаний "Выбор", здесь практически полностью отсутствовала инженерная инфраструктура: не было ни источников электроэнергии, ни центрального отопления, ни водоснабжения, ни канализации.
Но удивительно не это, а то, что, дождавшись наконец прихода строителей современного микрорайона, жители девяти домов на вышеуказанных улицах объявили деловым людям своего рода ультиматум. Они отказываются продавать свою собственность в уже практически несуществующих домах по стоимости, которую им предлагали застройщики. И в то же время не подпускают строителей к той земле, где стоят или когда-то стояли их дома. Чтобы выйти из положения, компания-застройщик пытается урегулировать вопрос с будущей стройплощадкой для очередных 17-этажных высоток в судах. И такое патовое положение продолжается уже около трех лет.
Жительница дома № 14 по улице Труда Антонина Сорокина рассказала, что узнала о грядущем расселении их ветхих домов в марте 2007 года, когда бывший директор фирмы "Эфа-2" Владимир Ерегин в газетной статье "Жить в центре" поделился планами на ближайшее будущее.
- Он рассказал, что в связи со строительством нового микрорайона в центре Сормова и расселением наших домов все мы получим новые квартиры, - говорит Антонина Павловна. - На эти цели якобы будет выделена значительная часть квартир в строящихся 17-этажных домах, которых на сегодня построено уже четыре. Однако одним жилье предложили в старом фонде, и они отказались туда переезжать. Другим посулили в качестве компенсации за снос дома смехотворную сумму…
- Я с 2001 года имею в собственности долю в жилой площади дома № 4 по улице Калашникова и до сих пор прописана в нем вместе со своей семьей, - объясняет другая жительница Лариса Савлинова. - В рамках намечавшейся застройки власти нашего района обещали снести наш дом и всех нас расселить. Однако вместо этого компания "Эфа-2" подает на нас иски в суд. Первый процесс состоялся в Сормовском районном суде, на котором все жители нашего дома лишились своей собственности. Мы подготовили апелляционную жалобу, и Нижегородский областной суд собственность нам вернул.
Экс-мэр не помог
По словам Ларисы Львовны, после этого компания-застройщик вновь подала на жителей исковые заявления, изменив лишь их формулировки. Но суть исков осталась прежней - лишить их собственности, признав право на нее недействительным. Дабы отразить очередную юридическую атаку со стороны фирмы "Эфа-2", многие жильцы стали пытаться приватизировать землю под своими домами. И хотя сроки на право приватизации истекают лишь в будущем году, Ларисе Савлиновой и ее соседям власти стали отказывать в их праве на владение землей.
- Я считаю, что нам отказывают только по одной причине: все мы простые люди, - рассуждает жительница того же дома Татьяна Зиновьева. - Для сравнения: дом, где когда-то давным-давно были зарегистрированы первая жена и мать мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова, расселили в первую очередь. Мы, кстати, обращались к Вадиму Евгеньевичу за помощью, однако помочь нам бывший градоначальник не смог или не пожелал.
Татьяна Викторовна рассказывает: когда они с соседями пришли в администрацию района и попросили, раз уж деньги на расселение не выделялись, разрешить им строиться на своей земле, то ответ был отрицательным - администрация района не уполномочена разрешать строительство.
- А ведь только в нашем доме № 4 по улице Калашникова (он был общей площадью 150 квадратных метров) без своего крова над головой остались девять семей, - продолжает Татьяна Зиновьева. - Дом, кстати, два раза подвергался поджогам. И если в июне 2006 года его запалили с заднего двора и дом все же уцелел, то в июле того же года злоумышленники довели свой замысел до конца.
Без земли и крыши
- Я представляю интересы несовершеннолетних Егора Тихомирова и Ярослава Чуйко, - говорит нижегородка Эльвира Чуйко. - Они - жители дома № 14 на улице Труда, на них своевременно была оформлена собственность на долю в квартире. Но застройщик и на детей подает в суд, чтобы лишить их этой собственности. В то же время фирма "Эфа-2" активно скупает для своих сотрудников доли у собственников домов. У нас есть выписка из госреестра, в котором значится сотрудница компании "Эфа-2" Наталья Белоногова. Она, скупив за бесценок доли у наших соседей, получила за них такие примечательные суммы: за двадцать двухсотых (это фактически одна половая доска в квартире!) - 6 миллионов 365 тысяч рублей. Ровно столько же - за одну сто сороковую долю. И еще раз столько же - за две сто сороковых.
- А еще компания "Эфа-2" скупила себе половину нашего дома и собирается поселить там рабочих, - сетует Елена Маслова. - Я уверена, что это делается намеренно, чтобы еще больше ухудшить наше положение.
- Я здесь родился, и сейчас мне просто негде жить, - с трудом после перенесенного инсульта выговаривает 52-летний инвалид второй группы Сергей Николаевич Стрелков. - Сейчас я вынужден мыкаться у дочери в двухкомнатной квартире. А у нее и без меня трое детей и муж. Разве это дело, когда у немощных больных людей отбирают последнее, что было?
- И я здесь живу с 1960 года, - возмущенно говорит Дмитрий Геннадьевич Бобров. - С тех самых пор, как только родился. Здесь у меня жили еще прадедушка с прабабушкой, а сейчас моя внучка родилась. Но "спасибо" застройщикам - у меня ничего не осталось. Всей семьей живем сейчас на квартире.
- То, что происходит с жителями ветхих домов на улицах Калашникова и Труда, на мой взгляд, неправомерно, - считает нижегородский юрист Галина Демидова. - Доля в доме, построенном родственниками моих доверителей - Карасевых, переходила им по наследству. Лишить их этой доли просто так незаконно. Их дом был признан ветхим еще в 1982 году. Во время рассмотрения в суде этого вопроса у их оппонентов был один аргумент: когда дом пострадал от пожара, его в течение трех лет не восстановили. Однако когда я задала вопрос, а разрешила ли бы администрация района восстановить этот дом, если бы за этим к ней обратились погорельцы, то получила ответ: нет, конечно, поскольку он планировался под расселение и будущую застройку. Тем не менее представители застройщика продолжают ссылаться на это формальное обстоятельство.
Слишком много просят?
Семья Карасевых, по словам Галины Демидовой, стоит в очереди на улучшение жилищных условий с 2000 года. Но они не могут вступить в права наследства, потому что нет права собственности. Что касается права собственности, с учетом судебной практики сгоревший дом все равно юридически считается существующим. Поэтому лишить права собственности на него никто не может. Ее никто у граждан не изымал. Самое парадоксальное - это то, что сгоревший дом не разрешают восстанавливать владельцам и в то же время жилье за его снос не дают.
- У меня есть вопрос и к БТИ: на каком основании его представители в 2007 году погасили технический паспорт дома? Закон дает такое право лишь собственникам дома, а они за этим в БТИ не обращались. В настоящее время я оформляю Карасевым наследство, но мне его не могут оформить потому, что нет технического паспорта, - комментирует ситуацию юрист.
В свою очередь директор фирмы "Эфа-2" Александр Богомолов говорит, что ситуация затягивается из-за нежелания жителей расселяемых домов идти на компромисс.
- Сегодня из 79 ветхих домов нашей компанией расселено уже 70. С владельцами оставшихся девяти общий язык найти не получается, - поясняет Александр Петрович. - Впрочем, слово "расселить" здесь не подходит, потому что на все дома имеется частная собственность, и мы не расселяем семьи, а прекращаем собственность третьих лиц. И некоторые люди этим пользуются. В частности, хозяин дома № 9 просит за 3,5 сотки земли 22,5 миллиона рублей! Естественно, мы не можем заплатить такие деньги, чтобы не ставить под сомнение окончание строительства жилого дома, который будет возводиться на этом месте. Мы же строим за счет дольщиков. Поэтому мы предлагаем каждому из двух совладельцев по 3 миллиона рублей, на которые можно купить по двухкомнатной квартире. При этом одна треть дома, предназначенного под снос, уже принадлежит нашей фирме. Похожая ситуация складывается и с остальными нерасселенными домами.
Константин ШИШАРИН. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Тем временем
Вывел из строя буровую
Стихийный митинг нижегородцев против строительства 20-этажной "свечки" в седьмом микрорайоне областного центра вышел боком двум его участникам - жителям дома на проспекте Кораблестроителей Алексею Хозину и его матери Наталье Алексеевой (фамилии обвиняемых изменены). Строительная компания выставила им иски: с молодого мужчины застройщик планирует взыскать 113,3 тысячи рублей, с его матери - 8 тысяч.
Исковые заявления будут рассматриваться в мировом суде Сормовского района.
Суть претензий строителей такова. В августе прошлого года сормовичи, возмущенные возведением рядом с их домом жилого 20-этажного здания со встроенными помещениями административного назначения и встроенно-пристроенной подземной автостоянкой, дважды перекрывали дорогу на выезд со стройплощадки. Не пускали они и подъезжающие автомобили.
Из-за этого все намечавшиеся компанией работы были временно заморожены. В то же время Алексей Хозин пробрался на стройплощадку, где проколол два колеса автомобиля "Урал" с мобильной буровой установкой, а в бак с горючим насыпал песок. Из-за порчи машины и невозможности использования буровой установки подрядчики на той же стройке также были вынуждены простаивать. Поэтому они потребовали от заказчика компенсации на общую сумму 113,3 тысячи рублей. А строительная компания выставила эту сумму в иске Алексею Хозину.
В возбуждении уголовного дела было отказано. Компании было рекомендовано обращаться в суд.
И Алексей, и его мать пока отказываются комментировать ситуацию, так как оба они еще знакомятся с исковыми заявлениями.