"Воздушный маршал". Великобритания, Франция, США, 2014. Режиссер Хауме Кольет-Серра. В ролях: Лиам Нисон, Джулиана Мур, Скут Макнэйри, Мишель Докери.
Здравствуй, Большой брат!
Первые пятнадцать минут фильма Нисон создает образ человека с глубокой душевной раной: отхлебывает виски, печально смотрит на фотографию маленькой девочки, выручает другую девочку, боится взлетать на самолете. Словом, вызывает к себе сочувствие и симпатию всеми возможными способами. А потом приоткрывает значок, на котором написано: "Федеральная служба воздушных маршалов США".
На ловца и зверь бежит - маршалу начинают приходить смс-сообщения с угрозами. Их шлет пассажир самолета - обещает каждые двадцать минут убивать одного человека на борту, если не получит астрономическую сумму на свой счет.
Испробовав все возможные способы вычислить злоумышленника, главный герой начинает безумствовать и превышать полномочия - обыскивает всех пассажиров подряд, хватается за пистолет и вообще ведет себя как сумасшедший. Пассажиры ропщут: "Американская паранойя!" И шепчутся про Большого брата.
Месть Сноудену
Как в книгах Агаты Кристи, подозрительными в тот или иной момент покажется почти каждый, кто оказался в замкнутом пространстве над Атлантикой. А мертвецы и правда будут возникать в салоне каждые двадцать минут. Вот только половину из них убьет вовсе не шантажист, а сам воздушный маршал, прикрывающийся борьбой за безопасность. По крайней мере, так будет казаться пассажирам самолета и зрителям.
Как детектив и фильм-катастрофа "Воздушный маршал" - один из многих себе подобных. Но в контексте политических событий последнего года он представляется весьма любопытным явлением.
Мотивы террористов окажутся весьма причудливыми и специфичными. Они, понимаете ли, кушать не могут - мечтают разоблачить систему безопасности США и доказать всему миру, что она никого ни от чего не способна уберечь.
Зато мотив создателей картины гораздо более понятный - сугубо пропагандистский. В кульминационной сцене герой Нисона, а в его лице и вся система госбезопасности США, исповедуется перед народом: мол, да, я алкоголик и плохой отец, и мое поведение может быть неприглядным, отвратительным и даже смахивать на преступное. Но благодаря ему заложенные врагами бомбы взрываются не в салоне, а в дальнем отсеке самолета, а простые пассажиры приземляются мягко, чувствуя под собой подушку безопасности.
Ольга ГОРНОВА.