"Ной". США, 2014. Режиссер Дарен Аронофски. В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннели, Дуглас Бут, Логан Лерман, Эмма Уотсон, Энтони Хопкинс.
Ломка характера
"Ной" - редкий случай экранизации библейской истории, хотя соответствие режиссерской версии каноническому сюжету о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге - тема дискуссионная. Не желающим разводить богословские споры легче сразу принять "Ноя" как фильм фантастико-философский, в котором режиссер идет на некоторые компромиссы с законами блокбастера, но при этом говорит о своем личном, об авторском.
Например, союзниками Ноя при строительстве ковчега становятся каменные исполины, похожие на типичных голливудских монстров. Но образ можно расценить и как метафору: изначально эти великаны были существами из чистого света, но потом он скрылся под толщей земной грязи.
Даже сам Всемирный потоп, столь соблазнительное зрелище для массового кино, в исполнении Аронофски не стремится поразить размахом. Гораздо интересней получились картины пустынного допотопного мира и людской мерзости в нем, пророческие сновидения Ноя и образы утраченного рая, а еще великолепный "парад" зверей, спешащих на ковчег. Но еще больше фильм сосредоточен на характере заглавного героя и его духовной "ломке".
Кто за бортом?
Праведный Ной с семейством сторонится погрязших в грехах городов. Он знает, что скоро всему миру хана, но ждет сигнала от Бога: что ему делать для спасения? Изначально он верит, что в очистившейся потопом новой жизни всякой твари должно быть по паре. Но постепенно, вглядываясь в окружающий мир и в себя самого, приходит к страшному выводу: всякой, кроме людей.
Поначалу Ной отделяет избранных (свою собственную семью) от проклятого каинова племени, однако затем осознает, что и его род безнадежен и должен исчезнуть с лица новой земли. Вот только дети Ноя, напротив, жаждут плодиться и размножаться, и на этом противоречии будет основан главный конфликт. К финалу фильм все больше будет походить на семейную мелодраму, исповедающую, что, какими бы сложными ни были отношения между родней, можно начать жизнь сначала, если понять и простить друг друга.
Другая коллизия "Ноя" заключается в том, что на ковчег стремились многие, но не все попали, и право решать, кого покарать, а кому спастись, экранный Ной присвоил себе, отчего себя же потом и возненавидел.
Кроме того, это фильм о трудности понимания знаков свыше: Ной трагически заблуждается до тех пор, пока не находит единственно верный ответ на все вопросы - любовь. И тут уже ветхозаветные истины сменяются новозаветными: человечество, может быть, и не заслуживает спасения, но как можно не спасти конкретного человека, которого любишь?
Ольга ГОРНОВА.