Бараки на общаги?

Бараки на общаги?

Прямо-таки по семейному заживут зэки, если не так давно обнародованный законопроект Минюста вступит в силу. В нем предлагается снизить число совместно проживающих сидельцев до 10 человек, а в колониях строгого режима - до четырех. Причем комнаты осужденных предлагается на ночь запирать.

Отряды-то не пионерские

Кто не знает, осужденные в колониях, где довелось побывать, размещаются в двухэтажных корпусах (отрядах). Обывателю эти строения напомнят советские пионерские лагеря. Огромное помещение - спальня (часто с двухъярусными кроватями), кухонный отсек и что-то вроде прихожей с ящичками. Иногда еще имеется гостиная с книжными полками и креслами. Количество жильцов в таком отряде достигает 50 - 100 человек.
- Сама по себе идея создания небольших комнат для проживания осужденных, приближающая условия содержания заключенных к общежитиям гражданского типа, неплоха. Нашей стране нужно стремиться к цивилизованным формам содержания лиц, попавших в места лишения свободы, - считает председатель ОНК по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков. - Идея эта, конечно же, потребует денег. Но, по моему мнению, надо избавляться от больших отрядов. Хотя некоторые считают, что там все на виду и меньше нарушений. Но практика, наоборот, показывает, что в отрядах больше безобразий.
- Сейчас по условиям режима предполагается свободный доступ в помещение отряда. Засовы лишь на дверях в помещениях камерного типа. Есть такое понятие - "локальная зона", куда входит здание отряда и прогулочный дворик. Так вот, в настоящее время здание отряда не запирается, но и выходить осужденному на крыльцо ночью нельзя. Это считается нарушением. Запирается лишь вход в локальную зону, - поясняет наш собеседник. - Предложение закрывать на замок комнаты считаю неправильным с точки зрения безопасности ее обитателей. А вдруг среди тех четырех человек попадется тот, кто предпримет какие-то насильственные действия?

Мечты сбываются…

Кстати, как раз сейчас в исправительной колонии № 20, которая находится в Лукояновском районе Нижегородской области и является как бы площадкой для планов благотворительного фонда "Вольное дело" (об этом "НН" рассказывали), уже работают в свете предлагаемой новации.

- Совместно с региональным управлением ФСИН мы создаем отряд с улучшенными условиями содержания, - рассказывает Александр Николаевич. - Там будут помещения-секции для 12 - 15 осужденных. В секциях запланированы душ, помещение для приема пищи, ЖК-телевизор. Рядом будут располагаться комнаты психолога и социального работника. Этот отряд создается для тех, кто сейчас обучается на автослесаря и по освобождении принимается на работу на Горьковский автозавод. Одна из целей этого проекта - подготовка к жизни на свободе. Практически мы сейчас реализуем мечту - осужденные должны не только учиться, но и проживать в хороших условиях. И этот отряд будет пока единственным в своем роде не только в Нижегородской области, но и во всем ПФО.

… и не сбываются

Между тем уже снижается число сокамерников и в следственных изоляторах. Так, в открывшемся в конце прошлого года СИЗО № 2 камеры рассчитаны на 2 - 8 человек.
- И это правильно, - говорит Александр Листков. - А вот в СИЗО № 1 на проспекте Гагарина сейчас есть даже камеры на 56 человек. Это старое здание, там проблемы с водопроводом, канализацией, вентиляцией.
И действительно, жалобы обитателей СИЗО № 1, которым не довелось попасть в новенький изолятор, периодически подаются в суд. Так, недавно гражданин, побывавший в не слишком гостеприимных стенах этого учреждения, просил признать санитарно-бытовые условия в камере ненадлежащими и требовал взыскать компенсацию морального вреда в размере 400 тысяч рублей.
"Антисанитария. В камере постоянно стоит аммиачный запах из унитаза, который не работает. Необходимость справлять нужду в отсутствие перегородки между унитазом и умывальником вызывала у меня душевную боль и моральные страдания. Полы в камере скрипят, из щелей в полу исходит запах гнили и прелости, в камере очень влажно, невозможно высушить постиранные вещи. Неприятный шум от подтекающих кранов, недостаточное освещение, наличие тараканов и клопов. Прогулочные дворики грязные, смрад, невозможно пользоваться баней, плохо работает слив воды", - читаем в судебном иске.
Сиделец считал, что ему нанесена психологическая травма, результатом которой являются частые нервные срывы, состояние депрессии. Но, по мнению суда, со стороны истца не было представлено ни одного доказательства. И суд Советского района областного центра не установил оснований для удовлетворения исковых требований.

Ольга МАКАРОВА. 

Экспресс-опрос

Надо ли "расселять" зэков?

Андрей КЛОЧКОВ, 44 года, финансовый аналитик:
- Вот мне интересно, у нас нормальные люди живут в домах, в которых не то что гнилью между половицами пахнет, а сами полы проваливаются! Так, может, сначала улучшить жилые условия обычных людей? Коммунисты при всех своих недостатках очень активно строили жилой фонд, квартиры в котором выдавались бесплатно, а не продавались, да еще на условиях ипотеки. Ну а насчет коллективного проживания - у нас в армии была казарма с общим спальным залом на 100 человек... Разве что только кровати были не двухъярусные. И никто не жаловался. Правда, никто и не спрашивал.

Олеся БЕЛОЗЕРЦЕВА, 35 лет, экономист:
- Многие ругают правозащитников, мол, они слишком пекутся о тяжелой доле преступников, дескать, за решеткой немало невиновных. Многие из нас, конечно, далеки от этой темы и знают об этой стороне жизни только по фильмам. Но вот я знаю об этом не понаслышке. Мужа моей соседки осудили за ДТП, ему на темной дороге под колеса бросился пьяный. По справедливости - он не виноват, но по закону как водитель транспортного средства подлежит ответственности. И таких людей, как я понимаю, немало. Это не отъявленные преступники, а вполне интеллигентные люди. Почему же они должны отбывать срок в ужасных условиях? Это касается даже рецидивистов. Их приговорили к лишению свободы. И все. А не к унижающим человеческое достоинство условиям пребывания.

Иван ГОРШКОВ, 26 лет, менеджер:
- Думаю, здесь всегда будет два противоположных мнения. Одно - близких родственников жертв убийц и насильников. Поскольку смертной казни сейчас нет, то они на сто процентов будут за то, чтобы преступники отбывали наказание в самых жесточайших условиях.
А вот психологи, наверное, скажут, что для исправления преступника нужен другой подход.
А если на зоне все происходит так, как нам показывают в кино. То есть все эта иерархия с опущенными, мужиками и авторитетами, и постоянная война между ними… То тогда действительно нужно что-то менять. Расселять их как-то по разным помещениям.

А как у них?

Оценка за меню

В берлинской тюрьме "Тегель" на каждого преступника камера размером в восемь квадратных метров. Рацион определяет диетолог, следя за витаминами и калориями. Мусульмане могут заменить свиное мясо любым другим, а вегетарианцы получают соответствующее меню. Заключенные могут работать в тюремных мастерских, например слесарной, плотницкой, сапожной, а заработанные деньги (в среднем 200 евро) тратить на покупки. В камере разрешается пользоваться любыми электроприборами: телевизором, радио, бритвой или видеоприставкой. В тюрьме проводится социальная, психологическая терапия, в том числе для насильников и педофилов. Есть даже курсы по отучению от агрессии (склонности к дракам) и уроки немецкого языка для иностранцев. "Зон" в ФРГ нет. 10 процентов преступников отбывают наказание в так называемом "открытом модусе", имея право выходить из тюрьмы на работу. Попасть в него при хорошем поведении может любой, кроме рецидивистов.
В Китае, так же как и в России, существуют несколько "разнорежимных" заведений для совершивших преступления различной тяжести. Для высокопоставленных чиновников, подозреваемых в коррупции и других должностных преступлениях, - отдельный "казенный" дом, напоминающий хорошо охраняемую гостиницу, где постояльцам запрещается самостоятельно покидать свои комнаты, пользоваться Интернетом, телефонами и другими средствами связи.
В больших камерах следственного изолятора одновременно могут находиться и 30, и 40 человек.
Итальянские тюрьмы заслужили репутацию "самых переполненных" среди исправительных заведений Старого Света. В обычной камере общей площадью 8 метров один туалет и небольшой умывальник, а ютятся в ней по 6 - 7 человек. Около половины узников вынуждены ожидать суда в камере, по меньшей мере, по 4 - 5 лет.
Благодаря делу Андерса Брейвика, Норвегия обрела во всем мире статус страны - рая для маньяков. Камера Брейвика состоит из трех комнат по 8 квадратных метров каждая, в одной - спальня, во второй - рабочий кабинет, а в третьей - спортзал с беговой дорожкой.
Напомним, что террорист Андерс Брейвик 22 июля 2011 года организовал взрыв в правительственном квартале норвежской столицы, в результате которого погибли восемь человек, и стрельбу в молодежном лагере рабочей партии Норвегии на острове Утёйя, где погибли 69 человек. Брейвик был приговорен к 21 году тюрьмы.
В Норвегии все заключенные сидят по одному. В каждой камере - свой душ и туалет. У зэков своя прачечная, своя гостиная с диванами и огромным телевизором и кухня. Тюремная баланда не просто меняется каждый день, но и корректируется в зависимости от предпочтений заключенных. Оценку блюду они выставляют прямо на меню с помощью звездочек.

Следите за нашими новостями в удобном формате