К Дню моряка-подводника, который отмечался вчера, наш город имеет самое прямое отношение. Ведь именно со стапелей завода "Красное Сормово" начиная с 1930 года сходили знаменитые сормовские подлодки.
А в ЦКБ "Лазурит" разрабатывались чертежи подводных лодок и спасательных глубоководных аппаратов, по сей день состоящих на службе ВМФ страны.
Сегодня спасательный глубоководный аппарат АС-28, тот самый, попавший в 2005 году в нештатную ситуацию у берегов Камчатки, находится в Нижнем на ремонте. Очень хотелось взглянуть на печально известный батискаф, побывать в его "брюхе", но бдительные службы не допустили. Зато удалось встретиться с командиром аппарата капитаном III ранга Сергеем Семеновым и старшим мичманом Анатолием Поповым. 30-летний Сергей Семенов заступил на "капитанский мостик" АС-28 в январе прошлого года, когда аппарат уже отправили в ремонт.
- Титановый корпус не ржавеет - вечный, - говорит Сергей Викторович, - а ремонт, модернизация нужны. Разве сравнить новое компьютерное оборудование с тем, что было в 80-е годы, когда был построен АС-28! Спасательный глубоководный аппарат базируется на корабле, в случае аварии корабль спешит в тот район, где ждут помощи. Глубина в 1000 метров - предел для АС-28. За раз он может забрать с терпящей бедствие подлодки до 20 человек. Сергею Семенову, слава богу, не довелось побывать в нештатных ситуациях. А вот старший мичман Анатолий Попов, капитанлейтенант Вячеслав Милашевский, мичман Александр Уйбин (все они сегодня находятся в служебной командировке в нашем городе) те 76 часов - почти четверо суток - на глубине 190 метров запомнили на всю жизнь.
- Паники не было, но чувствовали себя неуютно. Сидишь в "железке", выйти не можешь, только со 100 метров предусмотрено. И думай о чем хочешь. Между собой поговаривали: наши не спасут, надеялись только на зарубежных спасателей. Так оно и получилось, - даже спустя почти два года Анатолию Попову непросто вспоминать о том ЧП.
Сказалось и наше русское "авось". Запасов воды литров пять, растягивали на семь человек. Есть практически не хотелось, хотя сухарики были. А вот курить - нельзя: кислород на вес золота! - Ребята папироску понюхают - и обратно в карман, - некурящему Анатолию приходилось легче.
Кислорода катастрофически не хватало. На борту есть банки со специальным веществом, которое при соприкосновении с углекислым газом начинает выделять кислород.
- Одна банка рассчитана на 64 человеко-часа, в общем, у нас запаса суток на трое, - рассказывает подводник. - Мы их экономили. Начинали открывать банки, когда плохо становилось. Лежали, не двигаясь.
Каждые полчаса-час отключали подводную станцию, экономя электроэнергию. Докладывал на корабль о ситуации и следил, чтобы народ не заснул. Заснешь - можешь не проснуться.
- Зато встречали вас как героев?.
- Да нас сразу в госпиталь под Москву на обследование отправили. Крутой такой госпиталь ВМФ, а потом в санаторий на 21 день. Даже толком с родными не успели повидаться. Мне ребята потом говорили: вы пока под водой были, сотовые на корабле звонили не переставая, а мы боялись подойти. Родные, близкие волновались очень.
Все участники того злополучного погружения были награждены орденом Мужества (среди семерых смелых находился и наш земляк из ЦКБ "Лазурит" Геннадий Болонин). Губернатор Камчатской области наградил подводников почетными грамотами и вручил по десять тысяч рублей премиальных. А главное, все они остались верны тому непростому делу, которое выбрали.
Ольга ГОГУЛЕНКО.