Идея создания системы финансовой безопасности, не позволяющей вторгаться в наше финансовое пространство, обсуждается не первый год, но только с принятием недавно соответствующего закона сначала в Госдуме, а потом в Совете Федерации она имеет все шансы материализоваться.
Дабы риску было меньше
Как напоминает региональный директор Приволжского филиала Росбанка Олег Виндман, попытки сделать в России свою платформу были предприняты еще в прошлом веке. В 1992 году была создана российская национальная система межбанковских расчетов STB Card. Спустя год несколько банков учредили платежную систему "Юнион Кард", а Сбербанк сформировал систему "Сберкарт". В конце 1993 года в новосибирском Академгородке создали "Золотую Корону", сегодня объединяющую около 87 банков, выпустивших более восьми миллионов платежных карт.
Банкиры стучались в Центробанк России с предложением объединить разные платформы. Все спотыкалось о вопрос, кто будет финансировать расходы: строительство операционного и клирингового центров, прокладку сетей связи? Экономически оказалось выгоднее подключиться к международным платежным системам Visa и MasterCard.
В разгар кризиса 1998 года впервые отключили обслуживание российских карт в торговых точках и международной сети банкоматов. Прошло еще 16 лет, и чуть изменилась геополитическая обстановка, мы наступили на те же грабли отказа проводить операции по карточкам российских банков...
- Кроме ее независимости от внешнеполитических событий, преимуществом станет возможное снижение комиссии за использование национальной платежной системы, в отличие от международных аналогов, - поясняет необходимость создания своей платежной системы Олег Виндман. - Предложенная правительством поправка о включении рубля в список CLS даст возможность российским гражданам не покупать валюту в России, а менять ее по выгодному курсу в другой стране. Участие рубля в системе CLS позволит российским банкам минимизировать расчетные риски.
Свою платежную систему предлагают создать на различных, уже существующих системах. Глава Сбербанка предлагает ПРО100. Упоминались также "Золотая Корона" и вариант создания платежной системы с нуля, перечисляет аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко. Но, скорее всего, национальная платежная система будет принадлежать консорциуму российских банков с надзорным органом в виде Центробанка.
Вся работа впереди
Основным недостатком своей системы станет невозможность использования карт за рубежом. По крайней мере, до выхода нового бренда на зарубежный рынок, как это произошло с китайской Union Pay, омрачает радость ожидания Олег Виндман.
- По объему выпущенных карт 80 процентов российского рынка приходится на международные платежные системы. Создание российской глобальной структуры, позволяющей проводить такой же объем операций, - задача, сроки реализации которой могут затянуться, - добавляет он. - С технической точки зрения создание такой системы по операциям с пластиковыми картами может занять полгода.
Пока для обывателя не изменится ничего, ведь принятый закон лишь маленький шажочек, и построение национальной платежной системы, полностью независимой от международных игроков, может быть осложнено техническими обстоятельствами. К примеру, УЭК использует в своих картах программное обеспечение, интеллектуальные права на которое принадлежат MasterCard, напоминает Антон Сороко. Самое трудное - создать работающий функционал, наладить выпуск карт, обеспечить инфраструктуру: банкоматы, платежные системы, считывающие устройства в тех же магазинах, позволяющие новой карточкой расплатиться везде. Это потребует финансовых вложений и времени.
- Думаю, окончательное понимание, как это будет сделано, появится только к концу года, когда будет создан российский банковский консорциум, который займется выпуском карт, - размышляет он. - Ежедневно пользоваться такими картами мы сможем, пожалуй, не раньше будущего, а то и 2016 года.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.