Как спасли Кремль

Как спасли Кремль

Иногда полезно читать старые отчеты. Открываем ежемесячный журнал облисполкома "Нижегородская область" за сентябрь 1937 года и читаем статью Николая Ушакова "Город Горький через 15 - 20 лет". Автор пишет, как плохо был обустроен Нижний Новгород в прошлом и какое светлое будущее ждет его в ближайшие десятилетия. Как тогда проектировщики подходили к проблеме? "Сложный рельеф и обилие зелени в нагорной части города потребовали, до известной степени, подчиненной рельефу живописнопейзажной застройки, с использованием всех архитектурных особенностей естественного пейзажа. Это дало возможность сохранить старые и создать новые панорамные виды". И эти градостроительные принципы архитекторы уже знали и провозглашали ровно 70 лет назад! Далее в статье: "Давайте ненадолго отрешимся от наших трудовых героических будней и заглянем в недалекое будущее города, каким оно выглядит в этом проекте". Имеется в виду решение крайкома ВКП(б) и крайисполкома от 17 декабря 1936 года, именуемое "Об основных положениях по реконструкции г. Горького". Было намерение построить плотину в Криушах для поднятия воды и создания глубин Волги до 3,5 м. При этом затапливалось левобережье до линдовских лесов. Необходимо было выстроить дамбу от Автозавода до Сормова длиной 30 километров и откачивать воду.
Чем не сегодняшний проект поднятия уровня воды в Волге? Только неизвестно, где бы взяли такое количество электроэнергии для насосов в те далекие годы? Мещерское озеро предполагалось превратить в "закрытый и благоустроенный центральный порт". И мечта: "Неузнаваемо развился внутригородской транспорт. Трехлучевой звездой путей скоростной электродороги связаны нагорная часть города с Автозаводом и Сормовом. Эти пути уложены или по дну оврагов (в нагорной части), или по эстакадам, идущим вдоль бульваров (в заречной части). Через каждые три минуты один за одним проносятся поезда со скоростью 30 км в час. По второму городскому мосту, в районе завода "Красная сосна", переходят они Оку и здесь разбегаются в двух направлениях - к Автозаводу и Сормову". Проект предусматривал строительство мостов через Оку: Молитовский, в районе затона им. 25 лет Октября, у завода "Двигатель революции" и на Автозаводе. Через Волгу планировалось строительство моста на Бор.
Громадные архитектурные решения предлагались для центральной части города: "Кремлевская стена - исключительно ценный памятник материальной культуры и архитектуры XVI столетия, но, однако, не во всех своих частях. Стена, выходящая на Советскую площадь (ныне Минина и Пожарского) позднейшими реставрациями лишена своей ценности и прелести. Башни, особенно Дмитриевская, значительно переделаны. Одновременно именно здесь стены Кремля закрывают площадь от неповторимых по красоте далей Заволжья и от зелени внутри Кремля. Поэтому от Дома союзов до Георгиевской башни на набережной стены эти намечены к сносу. Сносятся также и некоторые постройки внутри Кремля. Получится большая круглая площадь. В центре ее, на месте Дмитриевской башни, воздвигается памятник тов. Свердлову, а вокруг него кольцом разбивается сквер.
Против здания сельскохозяйственного института, на месте старого арсенала, воздвигается большое здание обкома партии и облисполкома, в дополнение к их старым зданиям. Сильно озелененная внутри Кремля территория будет окружать Дом Красной армии, расположенный на месте бывшего Кадетского корпуса. Улица Я.Свердлова расширится до 40 метров за счет левой стороны. Все здания по этой стороне постепенно сносятся и заменяются новыми". Такая судьба ожидала кремль и центр города. Читаем дальше: "Выше по Оке, в подкове сохраненного Бетанкуровского канала, на берегу реки как неразрывное целое ансамбля "Стрелки" разместился административный центр. Большая подсыпная площадь ступенями спускается к реке. Главный дом снесен. Несколько позади того места, где стоял он, высится великолепный дворец... Необычайное зрелище представляет Ока в эти часы вечернего отдыха трудящихся. Сотни шлюпок, белокрылых яхт, стремительных скутеров и изящных скифов бороздят ее воды. Небольшие водные трамваи снуют между зелеными берегами центрального парка культуры и отдыха, раскинувшегося по обе стороны реки.
Вдоль левого берега тянется золотая лента песчаных пляжей". Предполагалось снести и Староярмарочный собор, на его месте "высится красивая башня Управления Волжского речного пароходства". На Верхней набережной Оки, у нынешней гостиницы "Нижегородская", предусматривалось установить памятник М.Горькому. В настоящее время памятник "Буревестнику" установлен на набережной Федоровского, но очень небольшой.
В плане развития города говорилось о создании широких проспектов и бульваров, огромных площадей, благоустроенных жилых микрорайонов и парков, расширении дорог, строительстве десятков мостов через овраги и многое другое. На месте кладбищ должны были появиться скверы, в Марьиной роще - зоопарк. Ботанический сад увеличил свои площади за счет окружающих лесов. Должны были осушить и озеленить Бурнаковскую низину, реки Левинку и Парашу запрятать в трубы, а на их месте создать прекрасные площади и парки.
В конце статьи приводится резюме редакции: "При обсуждении проекта в горьковских организациях в него был внесен ряд поправок и исправлений. Так, например, все варианты оформления Советской площади, в частности и тот, о котором говорит в своей статье т. Ушаков, признаны неудовлетворительными. Таким образом, картина г. Горького через 15 - 20 лет, нарисованная автором, являлась правильной в основном и в масштабах несколько видоизменится".
Что реализовано из этого плана? Построены мосты Молитовский и Мызинский, вместо скоростного трамвая пущено метро, памятник М. Горькому установлен на одноименной площади, на части территории бывшего Мещерского озера выстроен микрорайон. Но многое из того генерального проекта реконструкции г. Горького, разработанного Ленинградским государственным институтом по планировке городов, не было реализовано. Не позволило ли это сохранить в какойто степени район старого Нижнего Новгорода?
Борис ИЗВЕКОВ, краевед.

Следите за нашими новостями в удобном формате