Триумф реформатора

Триумф реформатора

В Нижнем Новгороде состоялось два мемориальных турнира - по шашкам и шахматам, посвященных 100-летию со дня рождения Дмитрия Миловского. Он был чемпионом Нижнего Новгорода по этим видам спорта в 20-е годы прошлого века и организатором первых в нашей области спортивных школ, в частности, основал в 1927 году первый в городе шахматно-шашечный кружок для детей. Инициатором проведения недавних турниров выступил его сын - доцент ННГУ Николай МИЛОВСКИЙ, который среди прочих выставил и свои призы.

Кандидат физико-математических наук, преподаватель кафедры электродинамики радиофизического факультета, в течение шести трудных для страны лет - с 1995-го по 2001-й - он возглавлял областной департамент спорта и туризма. О том периоде, и не только, мы и побеседовали за чашкой чая.
- Николай Дмитриевич, вам как сыну чемпиона по шашкам и шахматам наверняка передалась его страсть к этим видам спорта?
- Я, конечно, с детства играл в шашки и шахматы, но в нашей семье не знали о том, что отец был знаменитым шахматистом. У нас сохранились очень красивые шахматы, которые ему в качестве приза подарили на одном из турниров (две фигуры я, к сожалению, потерял). Моя бабушка, теща отца, говорила о нем: "Митька у нас лентяй, он только в шахматы и шашки играет". А потом Митька стал военным, и больше она его не видела. Когда же я возглавил областной департамент спорта, то решил, что каждый вид спорта должен иметь свою историю. И спустя время неожиданно для себя узнал от коллег, что мой отец был чемпионом.
- Как вы стали директором департамента?
- Это было в 1995 году. К нам на кафедру позвонил Борис Немцов и попросил меня возглавить комиссию по переизбранию директора департамента спорта. Я согласился, поскольку привык к общественным поручениям. Тем более что мне давно не нравилось все, что делал тогда департамент. И тут Немцов говорит: "Тогда у меня есть более наглая просьба: не могли бы вы поучаствовать в конкурсе на должность директора и, возможно, возглавить этот департамент?" Я его послал подальше и бросил трубку, поскольку был тогда востребован в своей сфере, имел несколько научных грантов.
Но в течение дня мне позвонили человек двенадцать, а к вечеру и сам тогдашний декан, который сказал: "Знаешь что? Иди в департамент, мы все для тебя здесь сохраним". Он позвонил Немцову и отменил мой отказ. А позже звонили спортсмены и говорили: "Коля, что тут делается! Мы же погибаем!" - С чем вам пришлось столкнуться на новом месте?
- С невероятным бардаком! Бывший директор выбросил все материалы об олимпийских чемпионах, пропала вся история спорта! Люди за пять лет настолько разучились работать, что приказ из трех строчек не могли напечатать в течение двух дней. Потребовались даже учебники по русскому языку. Мне пришлось этот департамент ликвидировать через шесть месяцев без права преемства, чтобы вписать в новый бюджет расходы на новые соревнования. Было необходимо развивать детский спорт, проводить школьные спартакиады, а по существовавшему тогда положению мы могли что-то изменить только через два года. Конечно, все наши нововведения шли с нарушением тогдашних законов - иначе было невозможно.
За что против меня до сих пор идут суды.
Я ввел рейтинг видов спорта, написал специальное положение, по которому была проведена классификация "рентабельности" видов спорта. И получилось, что первая у нас - легкая атлетика, затем - художественная гимнастика и т.д. А футбол оказался на 26-м месте! За футбол меня стали во всех газетах полоскать: пришел дурак с математическим образованием. Но сейчас эта схема распределения денег опять стала действовать в нашем департаменте: приоритеты финансирования - победителям и мастерам высшего класса. Но я сожалею о том, что не все наши новации прижились, что не удалось разрушить монополию директора департамента на денежные потоки, которая и является главным источником коррупции в стране, поскольку все рассчитывают на откат.
- Спустя пару лет после вашего прихода в департамент область стали засыпать благодарностями за спортивные достижения - и Олимпийский комитет России, и федеральный комитет по спорту и туризму.
- Да, у нас были достижения, которые до сих пор являются рекордными. Самый большой триумф в моей жизни случился 2 февраля 1999 года в Москве, при подведении итогов в стране за 1998 год. Тогдашний председатель спортивного комитета Леонид Тягачев сообщил, что в одной из самых важных номинаций "Подготовка олимпийского резерва" первое место - у Нижегородской области. Последовала немая сцена: 89 председателей комитетов умолкли от неожиданности. Я сидел в конце стола, поскольку Нижегородская область по количеству медалей на душу населения была в пятом десятке. А председатель волгоградского спорткомитета Иванов вдруг сказал: "Я 25 лет сижу на таких совещаниях и первый раз слышу, что Нижегородская область есть в спорте! Предлагаю налить и выпить за это стоя". И все встали и выпили за Нижегородскую область. Прошло восемь лет, а я до сих пор в себя прийти не могу.
- В феврале 2001 года Нижегородская область также была отмечена на всероссийском уровне.
- Да, это был двухлетний конкурс на лучшую постановку массовой физкультурно-оздоровительной работы в стране. И среди семи различных номинаций мы заняли два первых и одно второе место, получили три громадных кубка, которые мне вручала тогдашний вице-премьер Матвиенко. По совокупности наград мы были лидерами в стране. Через неделю мне позвонили из спорткомитета России и попросили выступить на специальной комиссии по борьбе с наркоманией, работавшей под председательством Касьянова, поскольку наш департамент активно занимался развитием школьного спорта. (Теоретически это должен был финансировать департамент образования, но он имел тогда задолженность по зарплате по пять - шесть месяцев!) На комиссии присутствовали все силовые министры, а также министры культуры, образования, спорта, вице-премьеры, члены правительства Москвы. Они просили рассказать о Нижегородских юношеских играх, которые мы проводили уже на протяжении пяти лет по тринадцати видам спорта (волейбол, баскетбол, минифутбол, легкая атлетика, плавание, лыжи, коньки и т.д.).
Мы были единственными в стране, кто этим занимался, в течение пяти лет. В наших спартакиадах участвовали 200 тысяч школьников! Некоторые тренеры районных команд плакали, когда награждали их детей. Я помню, одну девочку наградили комплектом постельного белья, она прижала его к себе, так что рук не разжать. Оказалось, в ее семье восемь детей, и она ни разу в своей жизни не спала на белой простыне! Мы тогда поняли, как нужны эти спартакиады детям на селе. На комиссии я сожалел, что нам не удается в полной мере вовлечь в них городских детей, что детей-наркоманов у нас больше, чем гласит официальная статистика.
- И какова была реакция присутствовавших на ваше выступление?
- Нас поддержал министр здравоохранения Шевченко, который заявил: "Мы никогда не говорим правды своему народу, не говорим правды и в этот раз. Мы не знаем средств, которые могли бы излечить наркоманов, поэтому нужно заниматься только профилактикой. А более эффективной профилактики, чем физкультура и спорт, не существует". Касьянов сказал: "Я понял нашу ошибку. Мы неправильно ведем борьбу с наркоманией, не на то ориентированы. Я ничего не могу изменить в существующем бюджете, но даю вам слово, что в будущем году изменю бюджет". И в 2002 году Госкомспорт получил, по словам знакомого чиновника, 650 процентов от суммы предыдущего года! Вышло положение, по которому 50 процентов средств должны были расходоваться на массовую физкультуру и оздоровление. А в январе 2002 года выступил президент Путин и сообщил, что возобновляет спартакиады школьников по всей стране...
У Касьянова я выступал 13 марта 2001 года, а 3 апреля меня освободили от занимаемой должности. Но триумф нижегородского спорта и тот почет, с которым к нам отнеслись в столице, запомнятся мне на всю жизнь.

Беседовала Светлана ВЫСОЦКАЯ.

Следите за нашими новостями в удобном формате