Движение "Новая драма" уже нажило себе поклонников и гонителей. В Москве оно представлено тремя театрами, известнейший из которых - "Театр.doc" во главе с Михаилом Угаровым. Он и представлял фестиваль нижегородцам.
Театр использует технику "вербатим" (это когда текст пьесы - разговор реальных людей, добытый автором тем или иным способом). Поэтому Угаров утверждает, что его театр говорит о реальной жизни со здоровыми людьми, тогда как "невротики хотят смотреть "Гарри Поттера". Фэнтези-искусство, считает он, - это "разгрузка". Искусство-"doc", напротив, - "загрузка". Автор пьесы "Док.тор" Елена Исаева коварно записала "кухонную" беседу со знакомым врачом на диктофон. А режиссер Владимир Панков этому сырому куску жизни, с потом деревенского хирурга и кровью его пациентов, придал театральную форму. Актеры точны и энергичны. Символы понятны: меняя черный костюм на белый халат, герой уходит из романтиков в циники. В начинании человек прекрасен, а потом мельчает. Но на смену ему придет другой, столь же прекрасный. Постановка музыкальна: это, объяснили зрителям, "саунддрама", и звук здесь - образ. Играет аккордеон, щелкают резиновые перчатки, в довершение абсурда поется песня группы "Руки вверх". Ближе к финалу каждый актер выдает жесткое рэп-соло на тему финансирования медицины и нехватки лекарств: "Манагер" популярен у "белых воротничков". Спектакль про них ("манагер" - это менеджер). На сцене происходит то, что можно подглядеть в любой конторе. Чем контора занимается, неизвестно, но на отдых в Испании начальнице хватает. 90 процентов рабочего времени обитатели офиса выясняют отношения, пьют чай, ремонтируют компьютеры, имитируют деятельность. Оставшиеся 10 процентов - судорожно "креативят" (что-то насчет голых манекенщиц, купающихся в нефти), вовлекая в процесс зрителей. Слепок с пластмассовой жизни, которая становится все более пластмассовой: Самый удачный образ - сомнамбуласисадмин Морфеус.
Эти "производственные" постановки не о людях, а о функциях. Менеджеры и доктора, оказывается, умеют говорить! Часто матом, но ведь в художественных целях! Это выдается за реализм. Но другая реальность - человеческих чувств и мыслей - игнорируется. У Ивана Вырыпаева они в избытке. Страсти в его "Бытии № 2" не пластмассовые, его интересуют большие вопросы и натуральные вещества: соль земли (ее рассыпают на сцене), "соль" воздуха - кислород (так назывался его главный спектакль). Его театр не "doc", хотя Иван утверждает, что пьесу "Бытие № 2" ему прислала пациентка сумасшедшего дома. Как и в "Кислороде", здесь звучат вариации на ветхозаветные темы. Героиня представляет себя женой Лота, а психиатра - Богом. Она в него верит, а он - в себя, в нее и вообще в бытие - нет. Их безумные споры (актеры играют умопомрачительно) перемежаются частушками про Содом и Гоморру в лихом исполнении самого Вырыпаева: Наверное, духовные искания душевнобольной у кого-то могут найти понимание. Хотя новых вопросов пьеса не задает, а на старые не отвечает.
Да и, сдается мне, вовсе не в театр ходят с такими вопросами. "Новодрамовцы" говорят, что зритель ничего не должен театру, а театр - зрителю. Ни отвечать, ни объяснять. Тогда зачем они сходятся вместе? Еще говорят, что нужно привлечь в театр молодых, и "Новая драма" может это сделать. Но в защиту спектаклей выступают люди далеко за 40, а те, кому немного за 20, как раз упрямо вопрошают: "Зачем?" Неужели "чтоб докричаться до Зурабова", как предположил кто-то после "Док.тора"?
В прошлый приезд в Нижний Михаил Угаров говорил о нелюбви к академсценам, однако тогда его театр давал спектакль на сцене нижегородского кукольного. На сей раз парадокса не наблюдалось.
В малом зале ТЮЗа "новая драма" была уместна. Хотелось сказать: пусть живет и такой театр тоже. Правда, Угаров желает, чтобы он умер. И с подозрительной мечтательностью говорит, что в Польше, например, нет движения "новая драма". Потому что там "новая драма" везде. Не хочу как в Польше.
Ольга ГОРНОВА.