В Нижегородской филармонии в рамках одного из крупнейших международных музыкальных форумов выступил камерный ансамбль "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. О том, что знаменитый альтист и дирижер является амулетом фестиваля, он узнал от руководителя филармонии Ольги Томиной.
Память нервов
Поклонники напомнили ему, что он единственный из музыкантов, кто без перерывов принимает участие в фестивале с первого года его существования. В 1992 году Башмет выступал в Нижнем Новгороде как солист, а затем со своим молодым коллективом. По словам Юрия Абрамовича, такая стойкая многолетняя любовь к городу в целом и филармонии в частности вызвана личностью Израиля Гусмана, у которого он брал первые уроки дирижерского мастерства.
- Здесь очень ответственный зал, - признался Башмет. - Я волнуюсь здесь так же, как в особенно дорогих мне залах Московской и Петербургской консерваторий или в Мюнхене, где я очень давно принимал участие в конкурсе. Память нервов - удивительная вещь, она владеет мной на протяжении многих лет. Как-то мне пришлось удалять зуб во время гастрольного турне по Франции: концерты были каждый день, а у меня раздуло огромный флюс. Договорились с одним дантистом, который пришел на работу на полчаса раньше, чтобы удалить мне зуб. И вдруг во время операции я слышу музыку - играет моя любимая "Арпеджионе" Шуберта, причем в моем исполнении. Позже выяснилось, что супруга врача - альтистка, и она, узнав, что он будет удалять мне зуб, дала ему кассету с моей записью. С тех пор на протяжении многих лет, когда я на концерте исполнял это произведение, в определенном месте, а именно тогда, когда удаляли зуб, у меня начинал дергаться нерв, хотя зуба уже давно нет.
Перепутали с Гергиевым
В Нижнем у Башмета часто бывали "нервы", но в хорошем смысле. Например, здесь первый раз Башмет и Спиваков вместе с Гусманом сыграли Концертную симфонию Моцарта для скрипки и альта с оркестром. Во время переклички этих инструментов солисты очень "задергались", хотя Башмет только начинал свою карьеру, а Спиваков был уже большой звездой.
Рассказал Юрий Абрамович и о том, как несколько лет назад выступил с концертом в главной музыкальной школе Тбилиси, из которой вышли все известные грузинские музыканты.
- Меня окружили невероятной любовью, но во время концерта, под тихую музыку Канчели, на улице вдруг стали раздаваться агрессивные крики, - рассказал Башмет. - Оказалось, что собравшиеся демонстранты требовали, чтобы меня за нарушение местного закона об оккупированной территории оштрафовали на 75 тысяч евро и на 3 - 4 года заключили в тюрьму. Они обвинили меня в том, что я был в Цхинвале, который до сих пор считают грузинской территорией. Но, поняв, что перепутали с Гергиевым, припомнили мой собственный концерт в Абхазии. Спустя пару часов Нино Бурджанадзе, увидев по телевизору этот сюжет в новостях, позвонила мне по телефону и попросила не обращать внимания на глупых студентов, которым заплатили по семь долларов "за выход". А вечером меня пригласили к грузинскому патриарху Илие, который после беседы попросил поиграть ему Баха, а затем поставил музыку собственного сочинения - очень красивую ораторию. На прощание он подарил мне очень ценную вещь - изображение Георгия Победоносца с копьем на круглой эмали, сказав, что его нужно носить поверх одежды. Когда однажды ко мне бросился незнакомый грузин и с наскока поцеловал это изображение, я понял, как велика ценность этого подарка.
Светлана ВЫСОЦКАЯ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.