"Об этом я подумаю завтра", - говорила себе небезызвестная Скарлетт. Вот и многие так: "Пенсия? Что думать о ней сегодня?" Работники отделения ПФР по Нижегородской области неустанно призывают независимо от возраста, именно сегодня, сейчас и думать, и действовать, и заботиться. Все это для того, чтобы, когда придет время заслуженного отдыха, не пенять ни на государство, ни на себя: Работников ПФР редакция "НН" встречала в своем конференц-зале за "круглым столом", темой которого в очередной раз стала пенсионная реформа. Хотелось проверить, насколько обоснованны слухи, что нововведения пробуксовывают, реформаторы дают отступного.
Обратнойдороги нет
Владимир ТАРАСОВ, управляющий отделением ПФР по Нижегородской области, считает, что слухи о том, что реформа зашла в тупик, сильно преувеличены.
Ход ее, может быть, нуждается в коррективах общей концепции, но очень небольших. А уж то, что государство может отвернуться от миллионов граждан и бросить все на произвол судьбы, это полный абсурд.
Внешэкономбанк не дал той прибыли в накопительную часть будущих пенсий россиян, какая предполагалась, это так. Была неважно проведена работа с управляющими компаниями, они не достигли той популярности, какая должна быть. Население отнеслось недоверчиво, и есть тому основания. Значит, нужно дать гарантии, чтобы эта степень доверия возросла. Сделать государственный контроль над УК, выигравшими конкурс, зримым, отчетливым. Все это возможно, реально и не вызывает сомнений.
Пенсионная реформа идет и будет идти, говорит глава отделения ПФР. Есть дефицит бюджета, но он восполним. Ведется сбор недоимок. Много предприятий в Нижегородской области все еще недобросовестно отчисляют средства в ПФР на своих работников. Много обанкротившихся предприятий, которым нечем заплатить. Например, совхозы, службы ЖКХ.
Есть те, кто банкротится специально, чтобы купить все за гроши и начать работать "с чистого листа". Каждый из этих случаев может быть рассмотрен отдельно, и выход из ситуаций находится.
Отменить накопительную часть невозможно. Деньги взяты и уже работают.
На чьей стороне ПФР?
Вера ФОМИЧЕВА, начальник Управления ПФР в Ленинском районе г. Нижнего Новгорода, отвечая присутствующим на встрече ветеранам- пенсионерам, приводила примеры из своего района.
Можно ли организовать пенсионное обслуживание так, чтобы у людей не возникало даже вопроса, на чьей стороне работник ПФР, не было сомнения, что здесь могут обмануть или что-то не учтут.
- Работник ПФР всегда готов помочь клиенту и делает все, чтобы возможная пенсия у человека была максимальной, был учтен и стаж, и былые заслуги, зарплаты, - заверяет Вера Михайловна. - Одним из непременных условий успешной работы управлений ПФР является их постоянная связь с населением - пенсионерами, страхователями, застрахованными лицами. Важной формой этой связи была и остается работа с устными и письменными обращениями. Главной темой обращений стала проверка правильности назначения пенсий.
Необходимо на месте объяснить человеку, почему ему назначена та, а не иная пенсия, объяснить наличие или отсутствие у него перспектив ее изменения. В связи с этим в 2005 году в управлении была создана так называемая клиентская служба. Сейчас такие службы в каждом районе, и именно сюда идут с вопросами жители.
Что это дает?
Удалось повысить качество рассмотрения обращений граждан, сократить сроки назначения пенсий, равномерно распределить нагрузку на специалистов. К работе в клиентской службе привлечены специалисты, которые обладают высокими профессиональными навыками. Прием ведется с понедельника по пятницу, каждый день по всем вопросам, касающимся назначения, перерасчета, выплаты пенсий и ежемесячных денежных выплат, отказа от соцпакета, анкетирования и выдачи страховых свидетельств, приема заявлений о выборе инвестиционного портфеля, приема заявлений о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал.
Макет будущего
Одна из задач - сократить сроки назначения трудовой пенсии. Для этого проводится заблаговременный анализ документов застрахованных лиц, он заключается в формировании макета пенсионного дела.
Для своевременной подготовки документов и проведения документальных поверок (в том числе по льготному стажу) по месту регистрации предприятия представляют нам списки работников, выходящих на пенсию в следующем году. Документальные проверки проводятся в первую очередь для определения права застрахованных лиц на досрочное назначение пенсий, для своевременного внесения изменений в трудовую книжку работника, для исправления ошибок, допущенных работодателем.
Что же мы видим?
Есть отделы кадров, где не соблюдаются правила ведения и хранения трудовых книжек. Они изобилуют исправлениями, подтертыми записями, нечитаемыми печатями, отсутствует переименование предприятий. Разбираться со всем этим приходится тщательно.
Застрахованные лица с помощью специалистов Пенсионного фонда и кадровых служб предприятий могут своевременно запросить уточняющие документы, подобрать наиболее выгодный вариант среднемесячного заработка, корректирующие формы при отсутствии сведений в индивидуальном лицевом счете застрахованных лиц.
При квалифицированном подходе к сбору и подаче пакета документов для назначения пенсии сокращаются сроки решения возникающих вопросов назначения пенсии, а также количество жалоб.
За 2006 год, например, назначена 2931 пенсия, произведено перерасчетов 12 192. Гигантский объем работ для управления.
Хотелось бы особо отметить трудности в назначении досрочных пенсий. Особенно в связи с педагогической деятельностью и работой по охране здоровья населения. Пенсионный фонд поставлен в жесткие рамки закона. Есть перечень должностей и учреждений (утвержден постановлением правительства), работа в которых дает право на досрочное назначение пенсий. Этим перечнем мы обязаны руководствоваться.
Но вот парадокс: право на установление тождественности названия учреждений и должностей нам не предоставлено. Работодатели, не руководствуясь нормативными документами (игнорируя наименования учреждений, должностей), заносят записи в трудовые книжки совершенно произвольные, с указанием местных наименований должностей и структурных подразделений. Получается много отказных решений, обращений застрахованных лиц в суды за установлением тождественности наименований должностей и учреждений. На все это затрачивается время как наших специалистов, так и застрахованных лиц. Если бы записи в трудовых книжках соответствовали требованиям законодательства, этого можно было бы избежать.
Ваш информсчет
Ольга МОРДАШОВА, начальник Семеновского управления: - Первое знакомство с индивидуальным персонифицированным учетом человека происходит в дни получения паспорта, становления его как гражданина. Он получает известную уже всем зеленую карточку - страховое свидетельство.
Хотелось бы, чтобы вместе с нею он обретал и представление о том, каково его будущее, что значит это свидетельство, почему его надо беречь. Мы стараемся все хорошо разъяснять. В свидетельстве - краткая информация о человеке, 11-значный номер, который уникален: он присваивается один раз в жизни и сопровождает человека в течение долгих лет. Это номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования.
Имеете это свидетельство - ваше будущее застраховано. Это не лицевой счет, как в банке, на котором накапливаются денежные средства, а информационный счет, на него поступает информация, которая необходима для назначения пенсии: страховые взносы человека (застрахованного лица), страховой стаж, информация о периодах льготной работы (например, в особых условиях труда). И так далее. Словом, с помощью страхователя (работодателя) специалисты Пенсионного фонда собирают и заносят в лицевые счета людей сведения об их работе за весь период жизни.
Уясним главное: в системе обязательного пенсионного страхования все граждане - застрахованные лица; работодатели - это страхователи; страховщик - это Пенсионный фонд.
Чтобы собирать, систематизировать, хранить информацию, и существует персонифицированный учет. Сведения строго конфиденциальны.
Переучет требует большого технического вооружения, каналов связи, особого оснащения. Вся информация уже собрана и используется при назначении пенсий.
Чем больше человек работает, тем больше у него возникает пенсионных прав.
Если потеряны документы, поднимаем архивы, привлекаем свидетелей. А чтобы этого впредь не было, тщательно учитываем все перемещения в работе наших граждан. Если вдруг выясняется, что у кого-то уже сейчас заработок ниже 1600 рублей, сразу запрашиваем справку, чтобы провести конвертацию. Архивы не понадобятся. Вот о чем мы информируем застрахованных: состояние лицевых счетов надо знать, чтобы распорядиться накопительной частью пенсии, правильно вложить ее. Поэтому так нужны человеку те сведения, которые рассылает ПФР.
Сбор информации ведем от страхователей (работодателей).
Ежегодно до 1 марта они обязаны представить сведения: сколько начислено и перечислено в ПФР средств. К сожалению, у предпринимателей есть возможность сняться с регистрации и уйти "в никуда". Мы ищем их, чтобы люди не теряли страховые взносы. Есть случаи, когда суммы перечислены, а индивидуальные сведения не сданы, и мы не можем разнести их на счета.
Куда идут эти "неразделенные" деньги?
- Эти суммы, штрафы и пени посылаются в Москву, потом они вновь поступают в регион. Нижегородское отделение запросило 35 миллионов рублей, средства пойдут на газификацию домов пенсионеров, более 2 тысяч заявок от людей уже собрано. Деньги распределяются также на приобретение дорогостоящих лекарств, операции, помощь погорельцам, выписываются газеты, оказывается адресная помощь нуждающимся. Для этого каждое управление тесно работает с администрацией и соцзащитой района. Специальные комиссии разбирают заявления пенсионеров и принимают решения, - поясняет начальник Борского управления Татьяна ШКАРОВА.
- День пожилого человека с его массой мероприятий, День инвалида проводятся на эти средства.
Материнский капитал
- Еще одна функция появилась у ПФР - выдача сертификатов на материнский (семейный) капитал. Не будем сейчас говорить о том, как оформляется эта огромная сумма, выделяемая государством в поддержку матерей и детей, правила опубликуем отдельно. Вопрос в другом - считаете ли вы, что все уже продумано в законе о дополнительных мерах господдержки семей? Нет ли ощущения некоей оставшейся проблемы, и если есть, то что с этим делать? - спрашивают ветераны, представители областного правления общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" Николай ЛЕОНЕНКО и Павел ФИЛАТОВ.
Начальник Балахнинского управления Сергей ГУСЕВ отвечает, что работать над законом еще возможно, и на это, конечно же, есть причины. Материнский капитал семья может получить только один раз, и это не зависит от того, сколько детей в семье - два или восемь.
Корни и крона
Александр ВЕРЕЩАК, начальник Павловского управления, депутат земского собрания и гордумы: - Один из важных факторов, для того чтобы мы не только свято и четко выполняли возложенную на нас миссию, но и учитывали нужды, потребности будущих и нынешних пенсионеров, влияли на ситуацию, - наше взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными движениями. К счастью, мы не живем изолированно. У нас в Павлове мы постоянно работаем в связке с главой администрации Виктором Куренковым, который, кстати, является председателем ассоциации всех глав местного самоуправления районов области.
Он заботится о стабильности экономики района, жизни населения. Если его думы - о зарплате жителей, поступлениях в бюджет, то наши - чтобы вовремя доставить, назначить пенсии. Помните те годы, когда были задержки с пенсиями? С 2003 года вместе с руководителем района уточнили графики, провели ряд мероприятий и наладили четкий механизм. Конечно, поступление страховых взносов во многом зависит от того, как к этому подключаются местные власти.
Прав губернатор, борясь с "конвертной" и "теневой" зарплатой. Спекулировать на интересах населения не позволено никому. Глава района создал межведомственную комиссию, куда вошли и налоговики. "На ковре" побывали более 600 работодателей, и по погашению задолженности страховых взносов в районе достигли 80 процентов. Это уже положительный показатель. Хотел бы отметить факт, что агропром и коммунальщики у нас, в отличие от многих других районов, гасят долги в ПФР. Воздействие главы района и поселковых администраций тут безусловно. Идем по пути погашения реструктурированного долга.
Профсоюзы и общественные организации также помогают продвигать реформу. Совет ветеранов, отмечающий сейчас двадцатилетие, один из активнейших наших помощников. Заодно прошу поздравить через газету этих беззаветных народных полпредов.
Флюра ЮРЛОВА, главный специалист Нижегородского отделения ПФР: - Разъяснять положения пенсионного законодательства помогает нам и отделение общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России". Она создавалась в помощь ветеранам в этой важной просветительской деятельности, воздействии на нерадивых работодателей, выявлении нуждающихся в помощи пенсионеров.
- Нет, реформа не буксует, потому что в ней уже участвуют тысячи людей, - говорят руководители Пенсионного фонда.
А мы добавим: от хода реформы зависит судьба миллионов.
Значит, молчать сегодня нельзя, и мы приглашаем к обсуждению предложенных проблем всех наших читателей.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.