Читатели нашей газеты живо реагируют на новшества в коммунальном хозяйстве и откликаются на многие материалы. На статью от 17 июня "Каждому по своей норме" Ольги Абрамовой пришло сразу два отклика.
- Меня интересует, - делится ветеран Великой Отечественной войны Алексей Иванович Недякин, - почему ресурсоснабжающая организация не контролирует реальный расход электроэнергии по ОДН. Например, в нашем подъезде стоит энергосберегающая лампочка, которую мы днем гасим. А в соседнем горит круглые сутки. Некоторые жильцы самостоятельно перенесли счетчики с лестничной площадки в квартиры. Один мне признался, что так проще… воровать электроэнергию. И ведь это тоже не контролируется. Почему я должен платить за ОДН за тех, кто у себя каким-то образом скручивает показания приборов? Предлагаю вернуть счетчики, как они были по проекту дома, на лестничную площадку и установить контроль, чтобы мы платили реально за то, что потребляем. И еще. Я убежден, что покупать новые счетчики тоже должны были ресурсодатели, это им нужен контроль. Ваша газета об этом писала, говорили многие люди, но видно плетью обуха не перешибешь.
ОДН надо ликвидировать как класс, предлагает другой читатель - Владимир Окмянский, председатель ТСЖ "Возрождение". Вот его взгляд.
Сколько копий сейчас ломается вокруг непомерных платежей за общедомовые нужды. А решение, как мне кажется, здесь простое - отменить этот платеж, вернувшись к учету расходов в плате за содержание жилья. Так ведь и было, пока правительство РФ постановлением от 06.05.2011 № 354 не приняло новые Правила предоставления коммунальных услуг.
Начнем с того, что в Жилищном кодексе нет такого понятия - коммунальная услуга, предоставленная на общедомовые нужды. По своему смыслу услуга для конкретного потребителя - это то, что он может контролировать, увеличивая или уменьшая потребление. Дома мы и управляем процессом - выключаем ненужные лампочки, меняем их на энергосберегающие, стараемся не лить зря воду. Но как житель может контролировать, сколько воды выльет уборщица подъезда или дворник, горит или не горит лампочка в закрытом на ключ чердаке? Для чего же появились в Правилах эти доселе неизвестные платежи? Полагаю, для того, чтобы облегчить жизнь ресурсоснабжающим организациям.
Формулы расчета платежа за ОДН таковы, что покрывают весь недобор, вызванный недобросовестными плательщиками - теми, кто не регистрируется в качестве проживающего, не передает показания приборов учета или передает искаженные данные, не пускает никого в квартиру для съема этих показаний. И теперь поставщикам воды и электроэнергии не надо мучиться, добиваясь своевременных платежей от таких граждан - за все, что не учтено, платят добросовестные плательщики.
В самом большом выигрыше от ОДН поставщик электроэнергии - Нижегородская сбытовая компания; для нее проблема недобора платежей полностью решена. На руку это и домоуправляющим компаниям, которые являются посредниками по доставке до потребителей холодной и горячей воды - им тоже не нужно добиваться дисциплины платежей. В проигравших только жители.
Не понимаю, что было плохого в прежнем порядке? Надежды следует возлагать на то, чтобы убедить Минрегион и федеральное правительство отменить этот неоправданный и громоздкий в расчетах платеж. Устанавливать приборы учета для МОП и рассчитывать ОДН по этим показаниям. А до тех пор - заставлять домоуправляющие и энергоснабжающие организации отчитываться о работе по взысканию долгов с недобросовестных плательщиков. Следует включать в договоры управления домом и договоры энергоснабжения отчетность о количестве квартир, не исполняющих обязанности по оплате услуг, о предъявленных исках, взысканной через суд задолженности и пеням. Такие сведения должны предоставляться председателю совета дома, с правом ознакомления с подтверждающими документами.