Вскрытие еще не то покажет

Вскрытие еще не то покажет

В общественном транспорте, в очередях у нижегородцев только и разговоров, о том, как кого врачи залечили - не то отрезали, не так пришили. Эти истории не лишены оснований. Громкие дела в отношении медиков у всех на слуху. Как сообщали "НН", из-за бездействия врача-хирурга больницы № 39 областного центра летом 2012 года скончался 24-летний молодой человек. Приговор по этому делу был вынесен буквально на днях. Врачу назначено наказание в виде двух лет ограничения свободы с лишением права заниматься врачебной деятельностью (правда, от этого наказания он был освобожден в связи с истечением сроков давности) и компенсации материального ущерба и морального вреда на сумму около 2 миллионов рублей. На слуху у россиян громкая история двухмесячной девочки, которая в 2009 году лишилась руки в краснодарской больнице в результате неправильно введенного катетера. Врачей приговорили к году лишения свободы в колонии-поселении. За свою испорченную внешность добилась осуждения врача-косметолога на три года условно телеведущая Оксана Пушкина. Однако медика сразу же амнистировали по случаю 100-летия Госдумы.

Превращаются в писателей

 Образ врача, как и всей российской медицины, у обывателя в большинстве случаев отрицательный, - говорит заведующий патологоанатомическим отделением Нижегородской областной больницы имени Семашко Сергей Кузнецов. Причин плохого отношения к докторам множество. Это и невысокая квалификация части медиков, большая загруженность, недостаток времени. Они часто работают за себя и за отсутствующего в штате коллегу или, напротив, сами берут дополнительную нагрузку, чтобы заработать. Что можно требовать с врача, у которого по нормативу на одного пациента приходится всего лишь 10 минут? За это время нужно выслушать жалобы, осмотреть больного, сделать необходимые назначения и правильно заполнить все бумаги. Вот врачи и превращаются в писателей.
- Всякий контакт доктора с пациентом - это всегда запланированный риск. Закон должен защищать не только пациентов, но и врачей, - утверждает заведующая кафедрой патологической анатомии НижГМА, главный патологоанатом министерства здравоохранения Нижегородской области Анна Артифексова.
На Западе есть большое количество организаций, которые защищают медиков, да и пациенты не уповают слепо на докторов, а знают свои права. На сегодняшний день на рассмотрении в правительстве РФ находится проект Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой к числу первоочередных задач отнесено совершенствование законодательства в сфере здравоохранения, в том числе разработка законов "О правах пациентов" и "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников". Эти нормативные акты призваны упорядочить взаимоотношения врача и больного. Поднять такую непростую тему, как ошибки медиков, не случайно решились врачи-патологоанатомы. Ведь именно этим специалистам приходится выполнять экспертную функцию.

Кто оценит доктора

Профессия врача всегда находилась под контролем общества, начиная со времен бабок-повитух, заканчивая нынешними профессорами. Как узнать, хорошо лечит врач или плохо? Этот вопрос волнует всех пациентов во всех странах. Сейчас в нашей стране создаются стандарты лечения и диагностики по каждой врачебной специальности.
Хорошо это или плохо - единые стандарты в медицине? Ответ на этот вопрос неоднозначный. Скажем, у военных тоже есть свои "стандарты". Представьте, самолет нарушил границы государства. Устав предписывает его сбивать, а самолет оказывается гражданским и более 250 человек погибают. Получается, что с одной стороны стандарты соблюдены, а с другой - произошла трагедия. Еще пример, медицинский. Заболел ребенок - краснота в горле. Можно его лечить полосканием ромашкой, а можно антибиотиками, которые, как известно, помимо плюсов, имеют большие минусы.
Всемирная организация здравоохранения попыталась дать оценку того, насколько эффективно врачи лечат своих больных. В расчете на одну тысячу человек были получены следующие данные.
В 77 процентах случаев (у 768 человек) наступило практически полное излечение таких болезней, как аппендицит, фурункул, пневмония, перелом кости, глистная инвазия.
В 22 процентах случаев (на примере 225 пациентов) оказалось, что медицина неспособна излечить и крайне мало помогает пациентам. Астма, повышенное давление, диабет, порок сердца, шизофрения, наследственные заболевания, синдром Дауна - в этих случаях врачи продлевают жизнь человека, добиваются того, что улучшается самочувствие. На современном этапе развития медицины в перечень случаев, когда медики добиваются устойчивой ремиссии, уже можно включить многие онкологические заболевания. Немало примеров, когда люди и с таким диагнозом живут полноценно и счастливо.
Лишь в 0,7 процента случаев (7 человек) медицина в среднем вредит пациентам (возникают осложнения после прививок, послеоперационные кровотечения и нагноения, проявление аллергии после внутривенной инъекции с отеком Квинке, с асфиксией, с анафилактическим шоком, хирурги удаляют здоровый орган вместо больного и так далее). Эти 0,7 процента - несчастные, неизлечимые люди, но именно им или их родственникам удается доказать, что ухудшение здоровья или даже смерть наступили в результате действий или бездействия врачей.

Просчет или неизбежность?

Поднять такую непростую тему, как ошибки врачей, не случайно решились врачи-патологоанатомы. Ведь именно этим специалистам приходится выполнять экспертную функцию.
В арсенале врачей есть такое понятие, как ятрогения (это термин пошел от греческого "ятрос" - врач и "генос" - род). Так называют осложнения, которые возникают у пациента в результате лечения, но вследствие добросовестного заблуждения врача.
Такие осложнения могут быть результатом не только ошибочных действий врача, но и индивидуальной реакции организма больного.
Ошибка медика была доказана в случае смерти беременной женщины 24 лет в процессе родов. Врач-анестезиолог устанавливал роженице катетер под ключицу и проколол женщине насквозь вену и плевру (оболочку легкого). Возникло внутреннее кровотечение. Смесь крови и вводимого лекарства сдавила легкое, и женщина задохнулась.
Казалось бы, вина врача очевидна, но медики видят эту ситуацию иначе. Молодая женщина страдала ожирением, весила при росте 164 см 120 килограммов, злоупотребляла табаком, на учет встала поздно, у нее отмечалось повышенное давление. Врач знал о проколе, он переставил катетер, отверстие от прокола стенки вены иглой должно было затромбироваться, но этого не произошло. Легкое же не прослушивалось из-за жировой прослойки. В результате анестезиолог ушел из медицины совсем.
По данным областного министерства здравоохранения, в прошлом году из-за непреднамеренных ошибок нижегородских врачей скончались 8 человек. Это 0,11 процента от всех умерших в регионе пациентов. Аналогичные показатели смерти в результате врачебных ошибок имеют страны Европы. Эти цифры соответствуют стандартам Всемирной организации здравоохранения.
- В течение последних семи лет число смертей по причине врачебных ошибок сокращается, - приводит данные Анна Артифексова.
К слову, нелетальные ятрогении встречаются в практике врачей всех специальностей. Анализ подобных случаев практически не проводится специалистами клиник.

Не дело юристов

 Понятие "ятрогения" так же, как и "врачебная ошибка", на сегодняшний день не является юридическим.
Медики единодушны: врачебная ошибка - это не дело юристов, это повод для разбирательства внутри медицинского коллектива, врачебного сообщества. Каждый случай подробно анализируется, этот процесс регламентирован Минздравом.
- С подозрением на врачебные ошибки к адвокатам обращаются многие, особенно в случае смерти, родственникам часто кажется, что врачи сделали не все, что должны. Но до суда доходят единичные дела. Это связано с тем, что бывает непросто добиться от медицинских организаций документов, в которых описано все проведенное лечение. Это в большей мере касается частных клиник. Кроме того, практика показывает, что судебно-медицинскую экспертизу по делу нельзя проводить в том же регионе, где подан иск, так как все медики знают друг друга и выводы экспертов, скорее всего, будут говорить о том, что врач не виновен. Профессиональная солидарность имеет место, признает адвокат Марина Сомова.

Александра МАХЛИНА. 

Мнения

Зашили без оформления

Каждый из нас хранит в сердце благодарность врачу, который очень помог. Но историй, когда пациенты не довольны медициной, также хватает.
Елена Т., 52 года:
- У меня болят ноги. Я обратилась к хирургу в поликлинику. Простояла в большой очереди. Врач осмотрела, назначила лечение против воспаления суставов. Лучше не становилось. Сделали рентген. Оказалось, нет воспаления, вроде как лечили не от того. Новых назначений врач не дала. Словом, ноги как болели, так и болят.
Мария С., 34 года:
- В роддоме после родов акушеры плохо наложили шов. Гинеколог сразу сказала, что "недошили". Выписывала мази разные, авось срастется. Но все оставалось по-прежнему. Я к ней ходила месяц на осмотры. Каждый раз вырываться приходилось с большим трудом, оставлять грудную дочку, которая была на полном грудном вскармливании. Участковая гинеколог пожимала плечами: мол, не знаю, куда вас отправить! Пришлось искать знакомого доктора в больнице. Оперирующая врач сказала, что ткани перекошены и никакие мази не помогут, не срастется. Проблему устранил хирург. Хорошо, люди нашлись понимающие, официально надо было ложиться в больницу на три дня, а меня зашили без оформления, но не бесплатно, конечно, и через пару часов я вернулась к своей малышке.
Татьяна С., 25 лет:
- Заболели уши. Пошла к врачу. Ухо-горло-нос объяснила, что у меня в ухе какая-то жидкость, но это не воспаление. Посоветовала заварить поллитра ромашки и принести настойку для промывания. Мама у меня медик, ее смутил данный совет. Показалась другому специалисту. Сказали однозначно - отит. Промывать ни в коем случае нельзя, можно оглохнуть. Дальше больше. Назначили антибиотики капать в ухо, а я аллергик, через пару дней пошла реакция - сыпь, сильный зуд по телу. Пришла опять к участковому отоларингологу. Та изумляется, как такое может быть - капаете в ухо, а руки чешутся.

Кстати

В случае летального исхода на патологоанатомическую экспертизу отводится 30 дней. Это стоит иметь в виду родственникам, которые обращаются за документом спустя несколько дней после трагедии.

Тем временем

По статистике Следственного комитета РФ, сегодня в каждом регионе страны расследуются десятки смертей пациентов, в которых подозревают врачей. Чаще всего медикам вменяют две статьи УК: 109-ю - "Причинение смерти по неосторожности" и 293-ю - "Халатность".
Официальной статистики, которая позволила бы определить действительные масштабы врачебных ошибок, сегодня в России нет. В Следственном комитете проанализировали уголовные дела против медиков и выяснили, что смертельные просчеты происходят все чаще. Другой вывод - расследование таких дел растягивается иногда на годы. А судебные приговоры поражают своей мягкостью. Этому есть объяснение в несовершенстве действующего законодательства.

В тему

С одной стороны, пациент и его родственники имеют право запрашивать свою медицинскую документацию. В случае необходимости может быть предоставлена копия истории болезни или заключения о смерти. А адвокату больница может отказать, сославшись на врачебную тайну.
Случается, что умирает человек, а его родные решают разобраться, все ли сделали врачи в данном случае. Родственники или их официальные представители приходят и требуют предоставления информации о пациенте, но им может быть отказано в соответствии с Федеральным законом № 162 "О защите персональных данных". Как известно, когда пациент попадает в больницу, то он собственноручно оставляет запись, кому можно предоставлять информацию о его здоровье, результатах обследований. Если в этой бумаге указана дочь больного, а разбираться с врачами приходит внучка, никаких документов не предоставят.

Следите за нашими новостями в удобном формате