На лбу не написано…

На лбу не написано…

- В вашей газете вы написали о трудностях инвалидов-колясочников, - обратился в редакцию "НН" пенсионер Игорь Иванов. - Хочу добавить к разговору: слабовидящие испытывают тоже большие трудности, которых, как я думаю, можно было бы избежать.
Мне 80 лет, зрение из-за катаракты, глаукомы постепенно падает, хотя продолжаю, несмотря на возраст, передвигаться по городу: то в поликлинику, в магазин, еще куда-нибудь. Вижу уже только тени. Добрые люди помогают перейти дорогу, иногда прошу помочь. Белую трость, которую мне выдали, я не ношу, с ней очень неудобно. А других "указателей" на то, что я незрячий, на мне нет. Есть повязка черная на одном глазу, но ее никто не замечает.
Раньше слепые ездили бесплатно на городском транспорте, и можно было брать с собой сопровождающего, который тоже ехал даром. Теперь мы платим за талоны или нужно покупать проездной билет. К слепым стали относиться, как к зрячим. Езжу я не так много, поэтому покупаю то, что подешевле, - талоны, и трачу из них лишь половину. Первый вопрос: почему бы не сделать так, чтобы талонов можно было купить меньше, чем 39? Или когда они остаются, тратить их в следующем месяце, не приобретая новых?
Но и это не так важно. У меня сопровождающих нет, жена и сын умерли. Чужих просить мне не удобно: они денег не берут, а за проезд должны платить. В Москве у каждого есть карта москвича, в которой все обозначено, бесплатный проезд для пенсионеров. Чем мы хуже столичных инвалидов?
Сталкиваюсь повсюду с неприкрытым хамством. Оскорбляют кондукторы, требуют предъявлять пенсионное удостоверение, паспорт к нему, побыстрее отрывать неудобный талон, которого я и вовсе не вижу. Сослепу потерял к нему первый лист, теперь говорят, талоны не действительны. Не уступают место, ругаются. Переднюю дверь не открывают, откуда они знают, что я не вижу? А если бы было какое-то удостоверение, которое легко вынуть и поднять над головой, может быть, водитель по радио, кондуктор в транспорте попросили бы молодых пассажиров посадить слабовидящего, проводили бы к выходу, а водитель не захлопнул дверь, пока я выхожу, нащупывая ногой ступени?
Нет, кондукторов этому, наверное, нужно учить на курсах. Они говорят, что помогать инвалидам "в их обязанности не входит".
Я нередко езжу в больницу № 35, где занимаются больными по зрению. Мало того, что транспорт туда только автобус № 19, который ходит очень редко. Натерпишься таких унижений…
Был у уполномоченного по правам человека. Сказали, что транспортными проблемами не занимаются. Ходил на прием в полпредство президента, тоже ответа не получил. Всем, наверное, кажется, что это мелочи, по сравнению с другими делами, а я думаю, что из таких "мелочей" состоит вся наша жизнь. И ничьи родители, никто сам не застрахован от инвалидности.

От редакции.

Это обращение незрячего человека мы записали почти дословно. В надежде, что социальные службы, общество инвалидов, в котором есть отделение инвалидов по зрению, обратят внимание на поднятую Игорем Александровичем важную проблему, сделают первые шаги. Почему бы действительно не выдать инвалидам "опознавательные" соцкарты, при помощи которых они могли бы, не вдаваясь в объяснения, не рассказывая, как болят ноги, не видят глаза, как плохо с сердцем, быть замеченными в толпе спешащих и равнодушных земляков?

Следите за нашими новостями в удобном формате