Под небом цвета берета

Под небом цвета берета

Осенью 1982 года молодежь деревни Неверово Лысковского района шумно проводила в армию своего односельчанина Вадика Тихонова. Пока призывники ехали автобусом до сборного пункта в Дзержинске, познакомился со всеми. Среди попутчиков оказались Игорь Нагорнов и Александр Локтев, с которыми ему позднее пришлось начинать службу в ВДВ и одном учебном подразделении в Фергане.

Боевое крещение

С первых дней учебы от курсантов не скрывали, что впереди у них служба в Афганистане, где шли боевые действия, и военнослужащие 40-й армии получали ранения и погибали. Перед завершением подготовки каждый курсант написал рапорт, чтобы его направили в Афган.
- Построили нас, - вспоминает Вадим Тихонов. - Командование пожелало нам успешной службы. И - в автобус, на аэродром. В Кабуле распределили по воинским частям. Вадиму предстояло служить в 250-м гвардейском полку ВДВ. На Ан-26 перебросили в Фарах, потом - южнее, к селению Тирашки у пакистанской границы. Рядом река и стратегический мост, дальше - бетонное шоссе, по нему доставляли из Союза грузы, а в их гарнизон - почту и продукты.
Запомнился земляку его первый выход на сопровождение воинской колонны. В тот раз узнал он, как в считаные минуты пустеют автоматные магазины. Было это так. Прошла автоколонна с грузами из Союза. Прошла спокойно. Спустились десантники с высоток, сели на БТР и БМД, чтобы добраться до места дислокации. На повороте водитель бронетранспортера, на котором был Вадим, всего лишь чуть съехал на обочину. И тут под колесом - взрыв мины. И сразу же начался обстрел машины. Едва отбились от душманов…
- Вадим Александрович, страшно было в бою?
- Умирать всегда страшно, тем более в 19 - 20 лет. В такой момент осознаешь, что только начинаешь жить. Поэтому-то давишь на спуск АКМа, поливая все вокруг. Хотя с каждым боевым выходом росло мастерство, приходил опыт.
Сопровождали как-то большую колонну. Обычно впереди танки, позади их мы на броне БТРов. Но в этот раз не на броне, а на десантном отделении. Едем. Вдруг удар! Это "духи" из ручного противотанкового гранатомета подбили наш БТР. Граната взорвалась внутри корпуса, экипаж и командира роты посекло осколками гранаты и брони. А мы отделались ушибами.

Главная награда солдата

- Хорошо, а тот бой в горном кишлаке помните?
- К этому времени я уже был опытным солдатом, прослужил полтора года. Мне присвоили звание сержанта, доверили командовать отделением... Затемно добрались тогда мы до кишлака. Заняли оборону за глиняными дувалами, которые ограждали каждый дом. Когда пришли туда, везде было тихо, поэтому подумали, что кишлак пуст. Увы! С рассвета заработали автоматы и пулеметы "духов", заухали гранаты. В ходе боя одно из отделений взвода осталось за одним дувалом, а два других - за другими.
К 10 часам утра по рации узнаем, что у ребят кончаются боеприпасы, почти не осталось воды, есть раненый. Ротный ставит перед нами задачу: бойцы 1-го и 2-го отделений должны взорвать дувалы, затем штурмом соединиться с попавшим в беду отделением. Собрали весь наличный боезапас и сделали один фугас. Им взорвали дувал. Под прикрытием пулеметов пошли на помощь. Стали эвакуировать раненого сержанта. Заместитель комвзвода и я ползли вдоль дувала, а посередине волокли бойца. Тут взрыв гранаты РПГ, и вместо одного раненого - пятеро! "Дух" по счастью нас не видел, поэтому все осколки достались тому бедняге, убив его. В итоге вышли мы из зоны обстрела…
За тот бой у горного кишлака многие мои товарищи были представлены к наградам - медали "За отвагу". Ее, как и Игорь Нагорнов, я получил уже на гражданке.

Мы правильно ушли

- Прошло уже 25 лет, как 40-я армия покинула Афганистан, и как вы оцениваете наш вывод войск?
- Рад был, что в феврале 1989 года мы ушли из Афганистана. У меня вырос сын, и я не хочу, чтобы он служил в горячей точке. Для больших политиков все войны одинаковы, а для нас, солдат, погибать за что-то, тем более на чужой земле… Нет и еще раз нет!
После увольнения в запас пришел гвардии сержант Тихонов на Лысковский электротехнический завод, в свой инструментальный цех, где трудился до призыва. Думал ненадолго, а оказалось - на всю жизнь. Начинал мастером, сейчас он директор по производству.
В дни праздников Вадим Александрович надевает боевые награды, которые получил за то, что по-гвардейски выполнял солдатский долг под голубым афганским небом, таким, какого цвета его берет воина-десантника.

Евгений ФИГИН, председатель Лысковского клуба "Пограничник". 

Следите за нашими новостями в удобном формате