Хотя с точки зрения экономической теории в России диагностируется "еще не кризис", простому человеку кажется, что экономическая депрессия - почти его синоним. Как выжить в жерновах стагнации, делится управляющий директор Группы компаний "АЛОР", эксперт в сфере инвестиций и финансового образования Сергей Хестанов.
Геополитика во главе
Российский бюджет держится на торговле углеводородами, но с этого рынка нас вытесняют. Недополучением каких денег грозит "сланцевый передел" на Украине?
- Украинский переворот имеет другие корни: в чем-то это имело случайную причину, а потом вышло из-под контроля даже тех, кто его задумывал. Запасов сланца во всем мире много. В Америке сланцевый газ активно добывают там, где людей почти и нет. У нас его огромные залежи, но добывать его сложнее. Это неудобный проект для населенных мест, поскольку провоцирует микроземлетрясения и потенциально угрожает водоносным горизонтам, - считает Хестанов. - Но западные санкции ограничили доступ наших компаний на зарубежные рынки капитала.
Однако и те, кто сейчас говорит "ужас-ужас" тоже правы, поскольку мы ныне в разы более зависимы от Запада, чем это было во времена СССР. Потребительская корзина простого человека от 20 до 40 процентов зависит от импорта: вещи, которые мы привыкли считать отечественными, не всегда таковыми являются. Мы видим название российского завода на упаковке, что формально правильно, на деле это импорт. Взять "молочку" (включая те же сыры), в которых велика доля привозного сухого молока вроде бы из Белоруссии, но на деле часто из Польши, Новой Зеландии и Китая.
На мясном рынке курятина отечественная - ножки Буша удалось победить за счет того, что в современном птицекомплексе от яйца до появления курицы нужен лишь 21 день. Но отечественные свинина и особенно говядина дороже и хуже. Поэтому на упаковке мясных продуктов изготовитель прописан наш, хотя сырье поступило из заграницы. Степень зависимости большая, и если санкции будут ужесточаться и дальше, мы попадем в сложное положение.
Впрочем, для многих серьезных компаний Россия - большой рынок сбыта. Санкции ввела Америка, но с ней у нас товарооборот очень маленький. Однако для компании PepsiCo российский рынок - номер два в мире, и крупным транснациональным американским компаниям санкции не нужны. Но и Европе, особенно Германии, санкции не нужны: немецкое лобби всячески им препятствует.
Впрочем, если нашей стране захотят реально навредить, санкции не понадобятся. Взлеты и падения СССР и России четко связаны с ценами на нефть. Даже стоимость газа считается от нефти, и другие вещи от нее косвенно зависят. Больше всего опасений, что нашим "заокеанским друзьям" удастся, как в 85 - 86-х годах, снизить цены на нефть. Этот рынок неэластичен: даже небольшое увеличение предложения на нем может его обрушить. Небольшое сокращение - и цена тут же поднимается. Сейчас многое зависит от позиции Саудовской Аравии. Ее ресурсов для снижения мировых цен на нефть хватит.
Другая проблема: саудитов устраивает цена 70 - 75 (а по некоторым оценкам - даже в 60) долларов за баррель. А посмотрите на наш бюджет: он еле-еле сходится при нынешних высоких ценах на нефть в 110 долларов за баррель...
На карте Родины
Как на фоне всеобщего экономического помрачения выглядит регион?
- Нижегородская область - не Ханты-Мансийский округ, где численность населения маленькая, а нефти очень много. Но вы - один из немногих относительно благополучных не нефтегазовых регионов, - успокаивает экономист. - Отчасти хорошо вы выглядите и с точки зрения внедрения в производство инноваций, хотя у нас любят называть инновациями любое улучшение. И, к сожалению, изобрести, не значит внедрить. Вот почему так много высокотехнологичных институтов в Кремниевой долине. Там инвесторы с деньгами выискивают проекты.
Мне знакома интересная контора, хозяин которой живет в Америке, а большая часть сотрудников работает в Израиле. Но программный комплекс они заказали в Нижнем Новгороде, поскольку у вас хорошая школа современного программирования, плюс это вдвое дешевле, чем в Москве. Человек набирает целую команду специалистов-айтишников. Он утверждает, что в России есть два центра, где можно за хорошую цену найти команду разработчиков: в Нижнем Новгороде и Казани.
Ослабление или обвал?
Отдельный фактор, затрагивающий всех простых людей, - стратегическое ослабление рубля.
До каких величин?
- Уроки предыдущих кризисов извлечены, обвала можно не бояться, если не случится ужасных событий на международной арене. Но острую фазу кризиса мы проскочили, и ждать катастрофы нет оснований. Будет медленное ползучее стратегическое ослабление рубля.
Почему это неизбежно?
Около половины доходов российского бюджета - от нефтегазового сектора. При этом все обязательства нашей страны перед бюджетниками и пенсионерами рублевые. Не надо быть экономистом, чтобы догадаться, усиление или ослабление рубля выгодно с точки зрения бюджета. Как только осенью прошлого года рубль упал в цене, у нас тут же вместо дефицита бюджета возник хоть небольшой, но профицит. Значительная часть доходов бюджета - поступление от экспорта, а траты на бюджетников и пенсионеров - в рублях.
Плюс на российском рынке труда примерно 10 - 12 процентов рабочих мест созданы экспортерами, являющимися основными донорами бюджета. Ослабление рубля улучшает их положение. Парадоксально, но тот, кто делает простой товар, от ослабления выиграет. Это не поможет производствам, на которых вставляют импортные платы. Но те, кто готов заниматься импортозамещением, у кого вклад заграничных составляющих не очень велик и кто создает прибавочную стоимость своим трудом, - выиграют.
Поэтому, если вести речь не об оперативных колебаниях, а о динамике года-двух, мы видим: рубль находится под существенным давлением. Как только правительству понадобятся деньги, оно их напечатает...
"На грани нервного срыва"
Что делать простому человеку, для которого кризис уже начался?
- Когда оптимизируют штаты, логика начальства вполне понятна: сокращают в первую очередь того, кто хуже. Молчу о том, что есть любимчики и кумовство. Но при прочих условиях предпочтение отдадут дисциплинированному, исполнительному, трудолюбивому. И если человек хочет сохранить рабочее место, надо быть хорошим работником, даже если для этого придется лишний раз улыбаться начальнику, напоминает Сергей Хесанов.
Как быть с постулатом, что деньги следует хранить в той валюте, в которой их тратишь?
- У банкиров есть большая проблема: им не нравятся валютные депозиты, поскольку выдать валютный кредит сейчас очень проблематично. Они всячески привлекают вкладчиков на депозиты рублевые - им с ними проще работать, - раскрывает секреты Сергей Александрович. - Универсальное правило: кредит брать только в той валюте, в которой зарабатываешь. А сберегать - все зависит от того, как долго хранить. Если месяц - три, никакие обмены вам не нужны: на коротком временном промежутке убыток от обмена больше выгоды. Когда я советую хранить в долларах, то имею в виду сбережения долгие: год - два или больше.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Благодарим за помощь в организации материала НОУ "Центр Бизнес Практики "Лидер".
Справка "НН"
Сергей Александрович ХЕСТАНОВ - известный экономист, управляющий директор ГК "Алор", работающей на рынке ценных бумаг. Автор ряда публикаций. Доцент Международной школы бизнеса.
Окончил Киевский государственный университет, аспирантуру. На фондовом рынке с 1994 года.
Советы специалиста
Необходимо иметь резервы. Для людей среднего достатка нормальный резерв должен равняться годовому доходу, чтобы пережить острую фазу кризиса. Для большинства семей зарплата - главная статья доходов. Значит, нужно не потерять ее в кризис.
Второе: надо приучиться откладывать деньги. По статистике, ведущейся едва ли не с древнего Вавилона, известно: чтобы быть финансово успешным человеком, нужно хотя бы 10 процентов своих доходов откладывать. Есть нации, которые откладывают более существенно. Больше всего из развитых стран откладывают японцы: минимум 30 процентов, а то и 50. Поэтому, куда бы вы ни приехали, повсюду увидите пожилых японцев с дорогими видео- и фотокамерами.
Зато они мучаются: когда выходят на свою хорошую пенсию, не знают, чем заняться (нам бы их проблемы!). Для них запущена специальная программа, которая называется "Второй шанс". Можно бесплатно поступить во второй вуз, закончить его и шлифовать себя в какой-то новой предметной отрасли. В Японии уже появился первый рекордсмен. В 93 года, пройдя путь от рабочего до гендиректора крупной компании, вышел на пенсию, закончил вуз в другой предметной отрасли и снова прошел путь от простого рабочего до гендиректора в другой сфере промышленности.