Редкий турист доедет из Нижнего Новгорода до города Уреня - дорога неблизкая, занимает не меньше трех часов. А вот напрасно - это одно из самых чистых мест области, где даже химическое производство безопасно для природы. Здесь дремучие леса, прозрачные реки и озера. Здесь старообрядческих церквей больше, чем традиционных православных. Здесь после революции 1917 года избрали нового царя (!) - местные шутят, что Урень мог тогда стать столицей России…
"Зеленые" шины
Представителям власти здесь надо сильно постараться, чтобы заслужить народное доверие, - население в Урене специфическое, много строгих староверов. И "хлебный бунт" 1918 года с последующей попыткой реставрировать монархию - тому подтверждение.
В новейшей истории Уренский район первым из северных был газифицирован. В Нижегородской области он занимает неплохое 14-е место, чем гордится. Но куда важнее, говорит глава местного самоуправления Анатолий Шилин, чтобы самим уренцам здесь хотелось жить, а туристам - сюда приезжать.
Северные земли, конечно, не чернозем, поэтому в сельском хозяйстве ставка сделана на животноводство. Обновляется техника, реконструируются помещения. Проезжаем вдоль полей - блестящими белыми змеями тянутся современные упаковки для сена, помогающие долго сохранять его свежим и сочным.
- Нижегородской области Бог не дал ни нефти, ни газа, ни золота, ни алмазов. Зато у нас есть природное разнообразие, и этот ресурс должен работать на благо Нижегородской области, - говорит председатель Законодательного собрания Евгений Лебедев, прибывший вместе с коллегами в Урень.
Промышленность района - восемь крупных и средних предприятий, но локомотив для города - это, конечно, ОАО "ПО "Оргхим" - в своей отрасли один из лучших заводов в мире.
Практически все экологически чистые, так называемые "зеленые", шины на планете производятся из продукта, который разработан и выпускается здесь. Увы и ах, пока в России такая продукция мало востребована - 80 процентов уходит на экспорт.
У среднего бизнеса не все так гладко. Эдуард Миронов, гендиректор ООО "Древесные гранулы", производящего современное топливо (пеллеты) из отходов лесопиления, сетует, что леса-то по области рубят много, да вот щепки и горбыль до Уреня не долетают: есть большие проблемы с доставкой материала...
Словно вне времени
Чтобы познакомиться со старообрядческой культурой, можно приехать в село Большое Непряхино - совсем неподалеку от Уреня. Здесь стоит деревянная церковь во имя Казанской иконы Богородицы, построенная более ста лет назад.
Нравы у местных прихожан строгие. И внешне они - словно с фотографий другого века: окладистые бороды, косоворотки у мужчин, у женщин - длинные рукава блузок даже в жару, косынки, скрепленные булавками, - узлом завязывать ни в коем случае нельзя. При входе в храм - длинная инструкция для единоверцев и иноверцев: последним, то есть и тем, кто исповедует традиционное православие, даже запрещено прикладываться к иконам.
А еще в Урене действует музейно-выставочный комплекс - ему уже 50 лет. Здесь богатая коллекция фотографий, документов, предметов быта, минералов, есть экспозиции по старообрядчеству, уренским ремеслам. Последним посвящена отдельная площадка - ярко-зеленый деревянный "Дом ремесел" просто ломится от разнообразных творений местных мастеров.
Особое внимание привлекают здесь работы Евгения Морнова, мастера резьбы по дереву и основателя "Дома ремесел". Грандиозная птица-тройка; экспрессивные сцены битв русских витязей с супостатами; масштабные панно с изображением нижегородских достопримечательностей и сцен русской истории; прекрасные фигуры коней и словно живые деревянные звери.
Его работы есть в коллекциях знаменитых российских политиков, чиновников, олигархов, спортсменов. Стоят они немало, хотя в Урене цены еще адекватные, а вот в столице произведения Морнова идут с огромной накруткой.
- Я верующий человек, и когда прошу у Бога помощи в своей работе, она всегда приходит, - признается Евгений Морнов. - Сразу появляются идеи, вдохновение. Резьбой по дереву я занимаюсь около десяти лет, использую только липу. Честно говоря, я даже рисовать не умею: заставьте меня изобразить эти фигуры на бумаге - я не смогу. А вот в пеньке сразу вижу образ. Могу перефразировать известное изречение: просто беру дерево и отсекаю все лишнее.
Ольга ГОРНОВА.