- Моцарт. Соната до мажор! - торжественно провозгласил изящный конферансье в строгом смокинге с бабочкой. И, чуть-чуть понизив голос, назвал имя исполнителя: - Анна Смелякова, Россия… Огромный концертный зал в Хамамацу взорвался аплодисментами, когда хрупкая светлоокая девушка, уронив последний аккорд, поднялась из-за рояля. Казалось, не эта застенчивая гостья из далекой заснеженной Росиии, а сам композитор, сын придворного музыканта, сегодня здесь властвовал сердцами. На ежегодном международном конкурсе молодых исполнителей классической музыки в небольшом японском городе так обычно рукоплескали только соотечественникам. - Госпожа Смерякова-сан, - непривычные к "л" местные репортеры называли ее на свой манер, - а почему именно Моцарт? - Это любимая музыка моей мамы, - отвечала Анна и смущенно прятала полыхающее лицо в белоснежных хризантемах букета.
Звонок из Токио
А в это время на окраине старинного русского города на Волге в одной из квартир ничем не примечательной пятиэтажки преподаватель музыкального училища Елена Николаевна Смелякова и ее муж, инженер по технике безопасности Константин Егорович Смеляков разбирали старые фотографии:
- А здесь Анечке три года, помнишь, мы ее тогда только из детдома привезли?
Они, конечно же, оба помнили то далекое время. В детский дом, затерявшийся в глухих ковернинских лесах, ехали, помнится, обмирая от страха. Еще свежа была рана после потери сына, но Константин Егорович, опасавшийся за здоровье жены, которая после похорон Саши таяла как свечка, настоял на этой поездке. Незадолго до этого в командировке он познакомился с таким же, как он, инженером из поселка Ковернино, и тот ему поведал о детском приюте, открывшемся в районе. Начальство, мол, там очень хорошее, и сироты не обделены любовью.
Обделены - не обделены, а стоило Смеляковым появиться во дворе детдома, вся гулявшая здесь малышня, побросав свои лопатки и саночки, мигом облепила приезжих.
- Ты моя мама? Ты - папа? - наперебой гомонили ребятишки. Константин Егорович испугался, что жена сейчас расплачется. А та и вправду, пытаясь сдержать слезы, скосила глаза в сторону и тут увидела Анечку. Малышка, перевязанная крест-накрест платком поверх шубки, стояла поодаль и молча наблюдала за происходящим. Смеляковы и сейчас оба одинаково вспоминают: у нее были большие, не по-детски серьезные глаза.
- Здравствуй, - Елена подошла к ней ближе. - Ты почему молчишь?
- А у меня нет мамы, - сказала малышка чуть слышно. Сердце матери зашлось от печали, и в ту же минуту судьба Анечки была решена.
Девочка оказалась слабенькой и болезненной. Коклюш сменяла свинка, за ангиной следовал бронхит - вскоре Елене Николаевне пришлось оставить работу и забрать Анечку из садика. Но руки тянулись к клавишам, и она сначала просто играла для дочки на домашнем пианино, а потом, видя, как ребенок тянется к инструменту, стала и ее обучать музыке. В пять лет Анечку приняли в музыкальную школу.
- Лучше учить, чем переучивать, - авторитетно заключила седая директриса, прослушав Анечкину пьесу. Но, услышав, что Елена Николаевна сама музыкант, виновато поправилась:
- А-а, тогда понятно, у ребенка гены…
Анечка действительно оказалась очень способной, на всех школьных концертах ее выступления неизменно вызывали восхищение взрослых. А самое главное - она всей душой любила музыку, так, как любила ее Елена Николаевна. Зная, что генетика здесь ни при чем, приемная мать была убеждена: через истинную любовь к ребенку ему можно передать все, что захочешь. И тогда детское сердце становится самой благодатной почвой: из каждого брошенного семени в нем вырастают чудные цветы.
В филармонию на абонементные концерты они теперь ходили втроем. И хотя Константин Егорович очень рассердился на Анечку, когда та однажды во время игры заезжей пианистки громко, так, что было слышно на сцене, поправила ее: "Здесь надо играть меццо-форте!" - дочерью он очень гордился.
Консерваторию Анечка окончила с отличием. После вручения дипломов, помнится, все остались на выпускной вечер, а она примчалась домой и, размахивая темно-красными корочками и поочередно обнимая то мать, то отца, счастливая, тараторила:
- Мамочка, папочка, меня пригласили в Москву!
- Вот и осиротели мы с тобой, Еленушка, - горестно вздохнул Константин Егорович, стоя на перроне, когда бездушный поезд тронулся с места, увозя Анечку в столицу. Но уже в такси их настиг телефонный звонок:
- Мамочка, папочка, не грустите, я вернусь сразу после конкурса!
Эту фразу она потом произносила всякий раз, уезжая из отчего дома. Вот и теперь. Припозднившуюся тишину хрущевки взорвал звонок:
- Мамочка, папочка, я уже в Токио! - кричала в трубку Анечка. - Через сутки буду дома…
История с чипсами
Отслужив в армии, Валерий Подзоров пришел на завод аппаратуры связи, где фрезеровщиком работал его отец, и очень скоро стал слесарем шестого разряда. "Золотые руки", - говорили про него мастера и не только потому, что он постоянно побеждал в конкурсе под таким названием. Рукастый парень оказался к тому же непьющим, такие кадры в цене. Видимо, понимал это и директор завода. Когда Валерий женился и у них с Мариной, кладовщицей сборочного цеха, родились двойняшки, не раздумывая, выделил в заводской новостройке Подзоровым трехкомнатную квартиру.
- Расти смену! - долго он тряс руку счастливого отца.
Марина, конечно, как все женщины, мечтала о дочке и, может, даже сподобилась еще раз позвать аиста, но - жизнь распорядилась иначе.
Когда двойняшки, Миша и Саша подросли и пошли в первый класс, вместе с ними начал учиться мальчик из детского дома Дима Безроднов. Мальчишки с ним так сдружились, что на зимние каникулы было решено забрать Диму в семью. Учительница Ирина Степановна, правда, предупреждала Марину, что ребенок трудный - непослушный, невоспитанный, шкодливый.
- А вдруг Сашка с Мишкой от него научатся плохому? - тревожилась Марина.
- Где ему хорошему было научиться? Вот от наших и наберется! - отвечал Подзоров-старший. - Ему тепла домашнего не хватает…
И Марина устыдилась своих сомнений, слышала она от Ирины Степановны, что Дима - подкидыш. Самый что ни на есть. Его младенцем оставили на крыльце родильного дома, а мать так и не нашли. А уж когда глянула в Димины глаза - печальные, как у больной собаки, сердце и вовсе заныло от жалости. Действительно, ребенок-то чем провинился, если у одних и мама, и папа, и зоопарк по воскресеньям, а у него спальня на двадцать человек и воспитательница, которая на выходные уходит к своим детям?
Одним словом, стало теперь у Подзоровых три сына.
Отец всех троих брал с собой рыбачить на Волгу, учил столярному ремеслу, вместе с ними собирал танки и самолеты из наборов "Конструктор", приумножая домашнюю дивизию. И вроде всех троих растили одинаково, одинаково любили, но Дима был какой-то замкнутый, никогда не упускал случая наябедничать на братьев, лучший кусок с тарелки старался взять себе. Когда у Марины стали пропадать деньги из кошелька, она отправилась в школу: все-таки там профессионалы, пусть подскажут…
- А я вас предупреждала! - Ирина Степановна как будто даже обрадовалась. - С детдомовскими лучше не связываться…
- Дура твоя учительница! - муж Марины, всегда спокойный и рассудительный, услышав рассказ жены, взорвался. - Ему же за восемь лет сколько любви было недодано? А ты, раз назвалась матерью, должна ликвидировать этот пробел…
Конечно, книжек по психологии Марина не читала, дорогу к Димкиной душе торила, как умела. Кошелек с деньгами теперь всегда на видном месте оставляла, если в булочную посылала кого из мальчишек - сдачу не пересчитывала, ласковых слов и слов похвалы больше Диме, самый сладкий кусок тоже ему…
Саша с Мишей поначалу обижались, но после того, как отец поговорил с ними "по-мужски", смирились. Иногда Марине казалось, что они приняли правила игры и теперь вместе с ней воспитывали Димку.
К примеру, однажды отец купил всем троим по пакету чипсов. Вредная, конечно, штука для детских желудков, но мальчишки обожают всякие хрустяшки. Дима свои быстренько съел и давай таскать из пакетов Саши и Миши. Стоит тем отвлечься на секунду, он - шасть, руку в пакет брата! А то и специально отвлек, мол, вас отец позвал на кухню. Только братья на кухню, он опять - шасть, шасть…
Вечером Марина сходила в ближайший магазин и купила аж три десятка пакетов таких чипсов - сколько уместилось в сумку. И, придя домой, всю эту кучу высыпала на Димину кровать. Саша и Миша, не сговариваясь, сделали вид, что ничего не заметили. А Дима покраснел как рак…
Сегодня трое сыновей Подзоровых уже взрослые, переженились друг за другом и родили своих детей - у Марины Ивановны и Валерия Викторовича две внучки и внук. И когда собираются все вместе по праздникам у родителей - сыновья, невестки, внуки, Марина нет-нет, да и вспомнит про себя эту историю с чипсами. А вслух скажет, ласково прильнув к мужу:
- Хорошие у нас дети получились, Валер, правильные…
Родителей не заменить
Таких историй в архиве нижегородского психолога Оксаны Елизаровой немало. Занимаясь проблемой взаимоотношений родителей и приемных детей, она убеждена, что усыновление - единственный способ исправить чужую ошибку. А дети обязательно на любовь ответят любовью. Рано или поздно. Потому что они - люди…
"Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и любят причинять ее - они уже люди", - писал в XVII веке французский писатель Жан де Лабрюйер.
Просто, пока эти люди маленькие, от нас, взрослых, зависит, чего в их душе потом окажется больше - добра или зла, плохого или хорошего.
- Сегодня проблема сиротства в России стоит особенно остро, сирот сейчас даже больше, чем после окончания Гражданской войны, - говорит Оксана Вячеславовна. - Государственные учреждения для детей-сирот - детские дома, интернаты предназначены для воспитания детей, которые потеряли своих родителей или остались без их опеки, и для детей, нуждающихся в защите государства и его помощи. В большинстве случаев они уже испытали нищету, голод, насилие. Увы, почему-то принято считать, что дети, воспитывающиеся в "казенных" домах, имеют все, что необходимо для нормальной жизни. Удобная точка зрения. Но это не так. Ведь все необходимое подразумевает питание, одежду, игрушки. Но сюда не включено элементарное живое общение, родительская любовь - основа всего воспитания. Дети-сироты живут за высоким забором…
Конечно, как говорится, одни воспитывают детей на радость, а другие - на черный день. Но дети не банк и, вкладывая в них, не стоит рассчитывать на дивиденды. И все же, только задумываясь о смысле нашего пребывания на этом свете, мы приходим к мысли о том, что жить ради себя безнравственно. Что, отдавая, мы приобретаем больше. И в случае с усыновлением-удочерением сирот этот закон восходит в степень высшей истины бытия.
- Сиротство неблагоприятно сказывается на всей жизни ребенка, - продолжает психолог. - Изначально возможные нарушения при внутриутробном развитии, затем негативный детский жизненный опыт. Детям-сиротам присущи проблемы социальные, медицинские, педагогические. Чем раньше ребенок теряет семью, тем сильнее могут проявиться эти проблемы. Недостаток внимания и ласки, которые они могли бы получить от родителей, отражается в поведении детей. Возникает грубость, лживость, зависть, конфликтность, агрессивность, страх, неуверенность, недоверие к людям и к самому себе, нежелание узнавать окружающий мир. И чем старше ребенок, тем проблемы становятся более серьезными.
Конечно, педагоги, психологи, работающие в детских домах, стараются дать детям запас знаний и умений, чтобы в самостоятельной жизни они испытывали как можно меньше трудностей. Но все эти старания не могут заменить воспитание ребенка в семье, где царит любовь и взаимопонимание, где дети окружены заботой и вниманием родителей и близких людей. Ведь даже воспитание обычного ребенка в полной семье бывает непростым делом. Растить же приемного порой еще тяжелее. Тем дороже будет награда за ваши труды. А потому - не сомневайтесь, откройте ворота и шагните за высокий забор, где вас очень ждут.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
Мнения
Должны знать правду
Александр ГУСТОВ, заведующий кафедрой неврологии, нейрохирургии и психиатрии ФПКВ Нижегородской медакадемии, доктор медицинских наук, профессор:
- Моя точка зрения такова: в случае усыновления чужого ребенка родители должны знать правду. И не стоит их вводить в заблуждение. Более четырех тысяч наследственных болезней существует в природе, и генетика, увы, определяет многое. Поэтому я все-таки призываю усыновителей быть внимательными. Чтобы быть готовым к тому, что наследственность может оказаться непреодолимой, несмотря на внешнюю среду, чтобы некоторые ее проявления не оказались впоследствии для них сюрпризом. Психологи и педагогики утверждают, что любовь к ребенку творит чудеса, но я рассуждаю как медик. Одним словом - я за правду.
Елена АНТИПОВА, главный врач Нижегородского педиатрического центра, кандидат медицинских наук:
- Конечно, вопрос здоровья очень важен. Реалии домов ребенка таковы, что детей с записью в карте "Практически здоров" почти не встречается. Но и многие диагнозы звучат гораздо страшнее из-за своей непонятности, чем являются на деле. К тому же разрешена процедура независимой экспертизы, которая поможет более точно определить состояние здоровья малыша. Многие проблемы характерны именно для пребывания детей в учреждении, где по определению они не могут получить достаточно ласки и внимания, и проходят почти бесследно, когда малыш получает их в семье.
Комментарий
И права, и обязанности
Эдуард ЛЕВШИН, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородской правовой академии:
- В каждом случае к решению взять приемного ребенка приходят по-разному. Причем сегодня на усыновление идут не только бездетные пары, но и одинокие женщины, и полные семьи, где есть уже свои дети. И вот когда решение уже принято, возникают новые сомнения и вопросы: как юридически оформить отношения усыновления или удочерения, что такое с юридической точки зрения приемная семья и чем она отличается от патронатной, какие права и обязанности возникают между детьми и приемными родителями, как финансово государство поддерживает детей в новой семье и т.д.?
За разъяснениями можно обратиться в юридическую консультацию, органы опеки и попечительства, различные общественные организации и фонды, занимающиеся в том числе и правовыми вопросами приемных детей. Но делать это лучше тогда, когда уже есть определенные представления о будущем формате отношений с ребенком, который потенциальным родителям видится наиболее приемлемым.
Кстати
Если вы приняли решение, вам сюда:
Министерство образования Нижегородской области.
Адрес: ГСП-58, ул. Ильинская,18, г. Нижний Новгород, 603950.
Министр Сергей Васильевич Наумов.
Телефоны: (831) 434-14-44, (831) 433-52-41.
Сайт: www.government-nnov.ru, e-mail: adoption52@mail.ru.
Понедельник, среда - с 9.00 до 17.00 (для граждан РФ, постоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и лиц без гражданства); вторник, четверг - с 9.00 до 17.00 (для граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории).