Финансовая изоляция целкового позволит успешно ударить по экономическим интересам России, надеется вице-спикер Европарламента Рышард Чарнецкий: когда Visa, MasterCard отказались обслуживать клиентов банка Москвы, эффект был впечатляющим. Стоит ли всерьез опасаться ограничения конвертируемости рубля?
Пиар-хотелки
Под предложением Чарнецкого нет абсолютно никакой основы, поскольку рубль сегодня - увы! - является условно конвертируемой валютой. В мировом внешнеэкономическом обороте его доля столь незначительна, что статистика по нему даже не ведется, признается Михаил Попов, директор нижегородской инвестиционной компании ООО "Финам-НН":
- На мировом рынке рубль используется только для расчетов в Таможенном союзе и немного с Китаем, хотя в отношениях с Поднебесной его доля не превышает одного процента. А что касается Таможенного союза, то расчеты России с Казахстаном и Белоруссией в российской валюте составляют чуть более половины оборота. И в то же время расчеты рублем между Казахстаном и Белоруссией внутри Таможенного союза не превышают процента, - уточняет он. - Зато наш целковый сильно укрепляет свои позиции в личных финансах. Граждане Финляндии, Турции, Египета, Китая, не говоря уже о странах СНГ, покупают рубль.
Эта идея странная, поскольку нарушает принцип свободы конвертации валют. Максимальный риск в случае вывода рубля из международного оборота - запрет на ведение рублевых счетов в западных банках, которые открывают те, кто намерен инвестировать в Россию, или для операций на фондовом рынке, отмечает Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН. Впрочем, речь идет о совсем незначительных суммах. К тому же они всегда могут приобрести рубли на российском рынке и открыть счета в представительствах наших банков. Есть рублевые остатки российских банков на счетах западных, но их тоже немного, и вернуть их всегда легко. К тому же для более уверенных позиций рубля на международном рынке необходимо, чтобы объем производства в России составлял минимум шесть-семь процентов от мирового против сегодняшних трех.
Валютные спекулянты не отреагировали на новость о возможном запрете рубля: в больших объемах его можно купить только в России, но, к примеру, на международном валютном рынке Forex целковым не торгуют. Хотя на самом деле базис для этого есть: у нас пятая по счету экономика в мире, отношение суверенного долга к ВВП одно из лучших. Рубль не обращается на международной валютной бирже, поскольку он жестко регулируется Центробанком и инвесторы не рискнут его покупать.
Ударят, как "пластиком"
Корректно ли сравнивать предложение ограничения конвертируемости рубля с акцией устрашения, когда Visa и MasterCard отказались обслуживать клиентов банка Москвы и эффект, по утверждению польского политика, "был впечатляющим"?
Такое предложение можно назвать словесной интервенцией, попыткой давления на российские власти после ввода со стороны РФ ответных санкций, сильно ударивших по некоторым странам ЕС, в частности по Польше, успокаивает Антон Сороко, аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ". Сие сложно реализуемо и потребует огромных изменений практически во всех отраслях экономики.
- Действия Visa и MasterCard - нонсенс, нарушение договоров, которые привели к тому, что у компаний существенно осложнилась жизнь в РФ, - полагает он. - Во-первых, не все мировые страны поддержали санкции против РФ и вряд ли сделают это в будущем. Соответственно возможность продолжать обменивать рубли на другие зарубежные валюты у нашей страны все равно останется.
- Сравнивать конвертируемость рубля с недавней проблемой Visa и MasterCard некорректно, так как эти платежные системы занимаются техническим переводом и конвертацией рубля, - солидарен Михаил Попов.
Может ли гипотетическое ограничение конвертируемости рубля больно задеть экономические интересы России?
- "Укорота" по чьей-то указке произойти не может, - успокаивает Михаил Попов. - Оно само изменится, если ухудшатся экономические показатели России, снизится политическая стабильность.
Может, яблок объелся?
Китай и Турция частично уже отказались от доллара во взаиморасчетах с Россией, приводит еще один аргумент Тамара Касьянова, первый вице-президент общероссийской общественной организации "Российский клуб финансовых директоров". Но переход на рубли в экспортных поставках российских госкомпаний реален, однако не сиюминутно и повсеместно.
Конвертация все равно происходит при торговле со странами ЕС и США - пока обоюдные санкции затрагивают меньшую часть этих отношений, соглашается Антон Сороко:
- Долларовая выручка так или иначе будет появляться у крупных экспортеров, которым нужно будет ее конвертировать. Конечно, здесь возможен вариант, при котором она сразу же будет направляться на покупку товаров и услуг за рубежом. Но при таком развитии событий логично предположить жесткие ответные меры со стороны РФ, - расставляет он акценты. - Сразу встанет вопрос о валюте, в которой ведется торговля российскими углеводородами. Западным странам это точно не понравится - покупать наши энергоресурсы за рубли, а ведь это будет единственным адекватным ответом со стороны РФ. Думаю, что не стоит сейчас говорить о том, чтобы полностью свернуть торговлю энергоресурсами - это может привести к новому витку мирового кризиса, инфляции в развитых экономиках и замедлению темпов роста развивающихся.
...По сути, предложение об "укороте" хождения рубля стало ответом гордых шляхов на запрет ввоза продовольствия из стран Евросоюза. Польша оказалась в числе наиболее пострадавших от российских санкций. Почти 677 тысяч тонн яблок, предназначавшихся для экспорта в Россию, а это около 60 процентов всего их экспорта этих фруктов из этой страны, полякам предстоит съесть самим.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ.
Справка "НН"
Рубль официально стал конвертируемой валютой в 2006 году, когда были приняты поправки в Закон "О валютном регулировании". Чтобы наш целковый стал свободно конвертируемой валютой, необходимо, чтобы его в свои расчеты включил банк CLS (Continuous Linked Settlement Bank), осуществляющий международную торговлю валютами. Включение этого банка в российскую платежную систему позволит вывести рубль в число валют, которые торгуются на международном рынке.
Кстати
Экономическая ситуация августа 2014 года в России пока менее острая, чем осенью кризисного 2008-го. Тот коллапс происходил на фоне завершения стадии бурного роста экономики при серьезном падении цен на нефть. Пока цены на нефть, хотя и начали снижаться, но все еще высоки.