В театре "Комедiя" состоялась премьера мюзикла "Казанова"

В театре "Комедiя" состоялась премьера мюзикла "Казанова"

Три года успеха "Леонардо" убедили руководство театра в том, что нижегородцы любят мюзиклы, хотят мюзиклов, и вот она премьера - "Казанова".

Смеются над штампами

Первое знакомство со спектаклем оказывается именно таким, каким и должно быть от Казановы: захватывает дух. От буйства диких красок рябит в глазах, от скабрезности и пошлости намеков и жестов сводит скулы, от красоты пения замирает сердце… Вот такой он, Казанова, - манящий и неоднозначный.
Авторы собрали все существующие штампы - оперные, мюзикловые, текстовые, драматургические и художественные. Практически весь спектакль соткан из узнаваемых интонаций, расхожих цитат, понабранных отовсюду сюжетных ходов, плоских повторяющихся шуток - и в какой-то момент понимаешь, что авторы сделали это специально. Что они просто смеются над этими штампами - и заодно над теми высоколобыми интеллектуалами, которые собрались здесь, чтобы презрительно ставить клеймо: "Попса"! Хотя смех смехом, а провокационная сцена в монастыре способна доставить неприятные минуты людям с повышенной религиозной чувствительностью.
Помимо штампов, в "Казанове" собраны все специфические приемы мюзикла, вот уже около 100 лет обеспечивающие жанру бешеную популярность. Это захватывающая интрига, динамичный сюжет, эффектный набор музыкальных номеров, залихватские массовые танцы и бодрые ритмы. Это вечные и всегда актуальные темы - любви, ревности, торжества добра над злом.
Другое дело, что в "Казанове", как и в "Леонардо" тремя годами ранее, темы эти упрощены до предела. Наверное, сознавая это, авторы и предложили странный жанровый симбиоз "мюзикл-комикс". Можно было бы еще предложить "мюзикл-мультфильм": смотря "Казанову", мы словно попадаем в детство - ведь это та же сказка Уолта Диснея. Параллель тем более очевидна, что мультяшные картинки то и дело мелькают в заставках.

Почти мультфильм

Как из детских мультфильмов, вышли и герои: каждый из них нарисован одной краской, о развитии характера нечего и думать. Злодеи недостаточно злы для того, чтобы испугаться, а главные герои слишком хороши, чтобы им верить. Троица опереточных разбойников - мамаша Пике (Светлана Бердникова), судья Мальдини (Артем Брехов) и судебный исполнитель Риккардо (Руслан Кутлыев) - получилась довольно забавной. Мамаша очень колоритна, судья лучше поет, чем играет, а Риккардо лучше играет, чем поет, но настоящего, страшного злодейства в этой компании ни на грош.
В исполнении Андрея Паньшина Казанова приобрел хулиганские черты в духе рок-н-ролльных кумиров (прическа "кок" намекает, что данная стилистика Андрею не чужда). Правда, его Казанове недостает загадки - он просто мальчишка. Единственный персонаж, к которому даже не хочется придираться, - это Тереза (Марина Гиоргадзе). Красота - страшная сила, а удвоенная красотой голоса, она становится непобедимой.
Итак, если отбросить все то, что заставляет нас внутренне содрогаться от ударов по эстетическому чувству, то что останется в "сухом остатке"? Ради чего можно пойти на "Казанову" снова? Прежде всего это заводные или проникновенные мелодии - в умении заворожить музыкой Киму Брейтбургу не откажешь. И, бесспорно, чудесный голос Марины Гиоргадзе - вот главное волшебство, оживотворяющее эту фантасмагорию.
Чудо мюзикла - в воздействии всех его составляющих одновременно. Да, по отдельности они не выдерживают критики. Но когда рождается сказка, когда под потолок взлетает голос, а оркестр и хор ударяют по нервам и ушам мощными аккордами, тогда уходит рефлексия и остается удовольствие.

Светлана БОГДАНОВА. Фото Татьяны ТОЩЕВИКОВОЙ.

Следите за нашими новостями в удобном формате