Блокировка мобильной связи в местах заключения - вынужденная мера

Блокировка мобильной связи в местах заключения - вынужденная мера

  • Какая еще вредность?

Так, один из обитателей СИЗО № 2 подал иск в суд, в котором просил взыскать в его пользу с Минфина РФ и с регионального Управления ФСИН компенсацию морального вреда. Узник требовал за каждый день своего пребывания в этих стенах по одной тысяче рублей. Плюс к этому еще и компенсацию физического вреда по три тысячи за сутки.
Жалобщик сетовал на то, что установленная в изоляторе система подавления сигналов мобильной связи пагубно влияет на его здоровье.
Истец утверждал, якобы "использование подобной системы запрещено Минздравом, поскольку влечет за собой негативные последствия на организм человека, а именно изменение в составе крови, бесплодие, головные боли, раздражительность, нарушение слуха, ухудшение памяти, нарушение вестибулярного аппарата, анемию".
- Все эти факторы не могут положительно влиять на здоровье человека, содержащегося в условиях с использованием "заглушек". Более того, я считаю, что их применение создает реальную угрозу жизни и здоровью, - считает сиделец.
Между тем в соответствии с приказом Федеральной службы исполнения наказания в перечне инженерно-технических средств охраны и надзора предусмотрены средства подавления и уничтожения информации - блокираторы работы мобильных телефонов (в народе их называют "глушилками"). В данном следственном изоляторе установлены три линейных генератора шума, которые предназначены для блокировки (подавления) связи между базовыми станциями и пользовательскими терминалами сетей сотовой связи. Причем ответчик пояснил суду, что данные генераторы изготовлены в соответствии с техническими условиями и удовлетворяют санитарным правилам СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов", имеют санитарно-эпидемиологическое заключение.
Кстати, представители изолятора в суде сообщили, что три линейных генератора, стоящие на балансе учреждения, с октября прошлого года находятся в нерабочем состоянии.
Другим аргументом ФСИН, не признавшим иска, был тот факт, что при прибытии в изолятор истец был осмотрен дежурным медперсоналом. При этом жалоб на состояние здоровья он не предъявлял. За время нахождения в СИЗО он также за помощью или по другим вопросам в медчасть не обращался. На что имеется в деле копия медкарты.
В итоге Кстовский городской суд не нашел оснований для взыскания компенсации, поскольку истец не предоставил доказательства, подтверждающие свои требования.

  • Спасу нет от мобильников

- Жалоб от подследственных и осужденных, содержащихся в СИЗО № 2, по поводу влияния на здоровье так называемых "глушилок" к нам пока не поступало, - говорит заместитель прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Пресняков. - Но, по нашим сведениям, средства подавления сигналов мобильной связи в данном СИЗО имеются, однако по каким-то причинам они находятся в нерабочем состоянии.
Между тем, по словам нашего собеседника, с помощью сотовых телефонов обитатели мест лишения свободы связываются с сообщниками на воле, организуют доставку запрещенных предметов, осуществляют денежные расчеты в электронной форме, а самое главное - сотовая связь позволяет им совершать новые преступления, не выходя из-за колючей проволоки. Такими преступлениями могут быть "телефонное" мошенничество и вымогательство. (О чем уже писали "НН".)
- Поэтому наше требование такое - исключить использование средств мобильной связи любыми законными способами. Так что со своей стороны мы можем только приветствовать использование "глушилок". Конечно, при условии, что они сертифицированы в соответствии с установленными в Российской Федерации требованиями, - говорит Александр Сергеевич. - Если устройства прошли сертификацию, то у нас нет никаких оснований считать, что их применение несет какую-то угрозу для здоровья.
Увы, по данным прокуратуры, в большинстве учреждений ФСИН региона нет возможности масштабно использовать блокировку. "Глушителями" перекрывается только около трех с половиной процентов территории, причем в основном объектов строгой изоляции, например, в колониях это могут быть ШИЗО или отряды строгих условий:
- Туда попадают лица, в отношении которых другие воспитательные меры уже исчерпаны. И эти помещения не рассчитаны на то, чтобы осужденные жили там постоянно. Если мы на одну чашу весов положим вероятность совершения преступлений в отношении граждан, а на другую теоретически предполагаемый вред, который еще ничем не доказан, то вывод напрашивается однозначный. Кстати, также и СИЗО не предназначены для постоянного нахождения людей, и в изоляторах средства подавления могут переноситься с одного места на другое в зависимости от необходимости.
Несколько лет "НН" рассказывали, как жители поселений, в которых расположены колонии, жаловались на то, что блокираторы глушат их мобильники.
- Сейчас от граждан подобных жалоб не поступает, поскольку в настоящее время используется другое поколение блокираторов. Практически все они имеют регулировку радиуса действия. То есть их можно настроить таким образом, чтобы перекрывались только нужные объекты, а интересы других людей не страдали, - поясняет Александр Пресняков.
К сожалению, несмотря на применения средств подавления, мобильные телефоны продолжают использоваться осужденными в преступных целях. По данным ФСИН России по Нижегородской области, за 2013 год был проведен ряд оперативных мероприятий, в результате которых более 350 абонентских номеров было заблокировано операторами сотовой связи.
Ольга МАКАРОВА. Фото google.ru. Коллаж Геннадия ВОЛОДИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате