- Чтобы клиенты не ждали
- Делалось это только после подписания договора, но на его оформление уходило немало времени, - объясняет Алексей Викторович. - Вот только в отличие от предприятий наши граждане ждать не привыкли. Ждать пару часов - это еще куда ни шло, но двое суток, а то и неделю не будут. Я это понял, когда компания начала терять клиентов.
Дабы оградить предприятие от дальнейших убытков, Чуркин предложил директору свой вариант обслуживания физических лиц, который руководитель одобрил. По этой схеме начальник участка начал сразу же устанавливать газобаллонное оборудование и принимать от клиентов оплату, но деньги до подписания договора директором не сразу сдавал в кассу, а прикреплял к этому документу. В кассу наличку сдавал не начальник участка, а сам покупатель, расписываясь в бухгалтерских бумагах. Чтобы оборудование на автомобиль установить в тот же день, по подписанной директором накладной мастер из отдела Чуркина выдавал со склада все необходимое. Поэтому директор должен был знать, как работает его начальник участка.
Дабы клиенты самостоятельно могли сдавать деньги в кассу, Чуркин после установки оборудования на автомобили выдавал каждому из них гарантийный талон. Это обязывало тех через неделю приехать на предприятие на диагностику нового оснащения. За это время подписывался договор с директором, и Чуркин вручал его клиенту с подколотыми к нему деньгами. После этого он вел его в кассу, где автовладелец самостоятельно оплачивал заказ.
Проблемы у Алексея начались весной 2012 года, когда на предприятии в очередной раз сменился директор. По стечению обстоятельств в апреле того же года к ним поступил большой муниципальный заказ. В рамках реализации пилотного проекта порядка 100 муниципальных автобусов в десяти автотранспортных предприятиях региона были переоборудованы с бензина на газ. Треть из них находилась в Сосновском районе.
- Я выехал в Сосновское, где провел подготовительную работу по установке газобаллонного оборудования на автомобили, - рассказывает Алексей Викторович. - Рассматривала этот проект представительная делегация. По иронии судьбы вновь назначенный директор в это время возвращался из московской командировки. Он не успевал в Сосновское, поэтому позвонил мне и потребовал, чтобы я задержал на несколько часов встречу, не пояснив, как это сделать…
- Исчезли при выемке
Когда Чуркин вернулся на предприятие, у себя в столе он не нашел последних четырех договоров с частниками и приколотых к ним денег на общую сумму 53,5 тысячи рублей. Оказывается, в отсутствие начальника участка новый директор распорядился произвести выемку документов из его кабинета. И деньги с договорами бесследно исчезли.
Чуркин сразу же отправился к директору, чтобы доложить ему о хищении договоров с деньгами. Но в ответ услышал, что документы из его рабочего стола изъяли по указанию самого руководителя. А с пропажей денег директор пообещал разобраться самостоятельно, поскольку теперь это, дескать, не его, Чуркина, забота. И пригрозил при этом, что если тот не уволится по собственному желанию, то от него избавятся "по несоответствию".
Несмотря на то, что Алексей Викторович был материально ответственным лицом, никакой процедуры сдачи-приема материальных ценностей произведено не было. При увольнении ему дали полный расчет, никто не спрашивал уходящего работника о каких-либо недостачах, в том числе и пропавших деньгах клиентов.
Но ровно через два месяца все резко изменилось. На предприятие явился один из клиентов, которому Чуркин рекомендовал не экономить на качестве, но тот не послушался и поставил на свой автомобиль дешевое оборудование и теперь захотел поменять его на более дорогое.
В компании стали поднимать документы и выяснили: обратившийся с претензиями мужчина в списке клиентов есть, но оплата услуг им официально не оформлена, так как приколотые к договору деньги, как мы помним, странным образом исчезли.
Когда директору доложили о ЧП, тот написал заявление в Кстовский городской отдел полиции, и по факту пропажи денег следствие возбудило уголовное дело. По завершении расследования материалы дела направили в суд.
На первом процессе Кстовский городской суд признал вину Алексея Чуркина в мошенничестве по четырем эпизодам доказанной и приговорил его к двум с половиной годам колонии общего режима. В ожидании рассмотрения своей кассационной жалобы и этапирования на зону он два месяца провел в Вадском изоляторе.
Однако апелляционная инстанция, заметив, что в ходе судебного следствия судья допустила грубую ошибку, направила дело на новое рассмотрение. Поскольку мерой пресечения до вынесения приговора была подписка о невыезде, Чуркина выпустили из ИВС.
- Недовольны приговором
И вот недавно Кстовский суд повторно изучил все подробности уголовного дела и приговорил Алексея Чуркина уже не к реальному лишению свободы, а к штрафу в размере 110 тысяч рублей. Но так как заявленный предприятием материальный ущерб он возместил в добровольном порядке и три месяца провел под стражей, в счет компенсации суд вычел из суммы штрафа половину, оставив его в размере 50 тысяч рублей.
Но защита все равно недовольна приговором и намерена его обжаловать.
- В своем последнем слове Чуркин категорически отверг все обвинения в свой адрес, - рассказал Игорь Лодзинский. - В очередной раз он напомнил суду, что в материалах уголовного дела нет ни строчки доказательств его вины. И это - сущая правда. Статья 159 УК РФ предусматривает, что мошенничество - это хищение денег или иного ценного имущества у других лиц. Но данный факт не был установлен ни в ходе предварительного следствия, ни в ходе судебного разбирательства и никакого своего подтверждения не получил и в приговоре суда.
Кроме того, по мнению общественного защитника, приговором суда не была дана оценка субъективной стороны инкриминируемых Чуркину преступлений. Его доводы были расценены государственным обвинителем только как способ защиты. Но подсудимый утверждал, что получал на время от физических лиц наличность не ради ее присвоения, а для ускоренного обслуживания клиентов. Да, это было связано с некоторыми нарушениями трудовой и финансовой дисциплины, но, по его заверениям, делалось это отнюдь не по корыстным мотивам, а ради принесения прибыли компании.
В противном случае Чуркину необходимо было бы вменить еще около 20 эпизодов мошенничества, которые он совершил за счет клиентов за полгода своей работы в должности начальника участка. Но в том-то и дело, что все деньги этих покупателей дошли до кассы предприятия, принеся ему прибыль.
- Я как ветеран следствия с 18-летним стажем работы абсолютно уверен в том, что и деньги последних четырех клиентов не прошли бы мимо кассы, если бы в момент отсутствия моего подзащитного их не похитили во время выемки документов. Кстати, кто эти люди - до сих пор не установлено, - резюмирует Игорь Лодзинский. - Поэтому мы будем добиваться полного оправдания незаконно обвиненного человека.
Константин ШИШАРИН. Фото autoexpert.in.ua. Коллаж Геннадия ВОЛОДИНА.
Комментарий
- Получил по заслугам
По мнению помощника Кстовского городского прокурора Михаила Чиркова, поддерживавшего в суде гособвинение, вина Чуркина в мошенничестве была доказана. Поэтому он просил суд наказать обвиняемого двумя с половиной годами лишения свободы условно.
- Чуркин грубо нарушал служебную и финансовую дисциплину, но это была лишь малая толика его прегрешений, - объяснил Михаил Михайлович. - Компании, которая успешно работала с юридическими лицами, просто не выгодны были физические лица. Поэтому странно слышать от подсудимого, что это именно он приносил в фирму крупную прибыль. На самом деле, пользуясь исключительным доверием к нему руководства, Чуркин вводил его в заблуждение, не доводя до кассы денежные средства клиентов. Это подтвердила выемка документов из его рабочего стола. Допрошенные сотрудники, участвовавшие в ней, показали, что никаких приколотых к тем четырем договорам денег изначально не было.
Поэтому еще в ходе предварительного следствия не исключалось, что аналогичным способом подсудимый мог и раньше похищать деньги предприятия. Хотя доказать этот факт следствию не удалось.