Приобретая телевизор, пылесос, стиральную машину, мы надеемся, что они будут служить нам верой и правдой всю жизнь, как когда-то в Стране Советов, где неуклюжие бытовые приборы делались на века. Ан нет! В погоне за прибылью производитель программирует их на работу в течение пяти - семи лет. Потому дополнительная гарантия и может показаться наивному покупателю билетом в потребительский рай...
- Купилась на скидку
Последний раз Юлия К. покупала холодильник в советской действительности четверть века назад. А потому, присмотрев в известной торговой сети холодильник популярной марки, она влюбилась с первого взгляда и сделала ему предложение. А кто из вас поступил бы иначе, если товар продавался по акции со скидкой в 10 тысяч целковых…
Выписывая документы на покупку, шустрый молодой сотрудник зала деловито спросил:
- Гарантию оформлять будем на два или три года? Или на пять лет?
Отставшая от жизни Юлия вздохнула про себя: "Значит, скидку сулили потому, что выставочная цена не учитывала это обязательное условие покупки". И твердо ответила:
- Будем!
Гарантия на два года обошлась ей без червонца в три тысячи целковых.
Дома, похваставшись перед сделавшей подобное приобретение с месяц назад подругой, Юлия услышала:
- Мне тоже навяливали дополнительную гарантию - на "допах" магазин наживается: при покупке бытового товара производитель гарантирует минимум год его бесперебойной работы. Если за это время он не полетит, значит, и дальше будет хорошо работать.
Получается, это навязывание услуг по дополнительному сервисному обслуживанию, возмутилась задним числом незадачливая покупательница.
- Если есть желание и силы
- Предложили - ты не отказалась, теперь не докажешь, что обманули, - посмеялась над Юлией соседка. - Можно попробовать вернуть деньги через суд - но не стоит того. Считай это оплатой за обучение - впредь будешь умнее.
- Виноват продавец: он не разъяснил или все же ввел в заблуждение. Эту дополнительную гарантию сейчас все продавцы навязывают. Надо было в магазине думать, а сейчас уже ничего не сделаешь, - посочувствовал Юлии знакомый юрист. - Вот по американской системе без проблем оспорить, но у нас в стране, к сожалению, такие решения судов - редкость...
- Я по такому "допу" через полтора года поменяла посудомойку на новую... предварительно сломав старую. Новая была на четыре тысячи дороже. Так что подумайте, прежде чем биться за три тысячи, - удивила неожиданной точкой зрения уже адвокат. - Можно оспорить любую сделку - Гражданский и Гражданский процессуальный кодексы РФ позволяют, если есть желание и силы...
Вконец запутавшись, Юлия позвонила в Роспотребнадзор, где ей подтвердили: по закону о защите прав потребителей можно расторгнуть договор на дополнительную гарантию.
Вечером следующего же дня покупатель пошел в магазин и так и сделал. Увещевая об опрометчивости такого решения, там деньги вернули, впрочем, сразу.
Елена КУЛЬЧИЦКАЯ. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
- Компетентно
Нина ЦВЕТКОВА, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:
- В последнее время обращений в нашу службу по поводу навязывания услуг дополнительных гарантий стало значительно меньше. Раньше случалось, прежде чем отпустить покупателя восвояси, фирмы незаконно "выкруживали" себе процент за расторжение сделки в связи с понесенными затратами. Но в этом случае нужно писать заявление с требованием дать их обоснование.
Возврат денег производится на основании письменной претензии, которую нужно подать в магазин, продавший вам сертификат на дополнительное сервисное обслуживание. Если магазин в течение 10 дней не вернет деньги или проигнорирует претензию, можете взыскивать стоимость дополнительной гарантии в судебном порядке.