Было бы красиво, если бы программа под названием "Цирк" была представлена в соответствующем месте, но вышло иначе. За годы своих выступлений в Нижнем Новгороде группа "Алиса" исколесила с десяток разных площадок, и цирк в их числе, но в последние годы обосновалась в одном из новеньких концертных залов.
До потери кроссовок
Чистый и мощный звук, эффектный видеоряд на заднике, ритмичные всполохи света, бесподобная пластика фронтмена - "Алиса" была в ударе и демонстрировала класс: в концертной стихии эта группа чувствует себя, как акробаты на манеже.
Потенциал многих песен с "Цирка" раскрылся именно в живом исполнении: обнаружились и настоящие боевики, и пронзительные баллады. Что до текстов, то Кинчев-поэт порой искусно плел словесные кружева, иногда чеканил строки острые, как клинок, а в последние годы перешел на сигналы и коды, доступные тем, кто хорошо ориентируется в системе ценностных координат вселенной по имени "Алиса". Кто-то вслушивался в слова прямо на концерте - другие резвились в центре танцпола до потери кроссовок.
"Цирк" - это возможность напомнить миру, что у "Алисы", помимо героической стороны натуры, есть и другая - шутовская, дурашливая: "Прыг-скок, прыг-скок - с пятки на носок! Тех, кто сильно залупался, вывезли в лесок". Обилие сленга и жаргона в новых песнях - это как кривое зеркало для действительности. Вообще-то такая лексика для Кинчева не характерна. Более того, лишь во второй раз за тридцать лет в "Алисе" он позволил себе мат. Песня с нецензурным глагольным названием, на литературный язык переводящимся примерно как "обдурили", не вошла в альбом, но появилась в Сети еще в феврале, в разгар пресловутого Евромайдана.
Трещат миры
На нижегородском концерте Кинчев "ударного" слова так и не озвучил - то ли как законопослушный гражданин, то ли просто потому, что все всё поняли. "Без злобы, а с большой печалью об этом пою", - положа руку на сердце, признался музыкант.
Пока писался альбом, мир перевернулся. Но в "Цирке" уже есть предчувствие большого перелома, тектонических сдвигов: "Музыка ветра, гроз и огня скоро раздует пожар и все изменит вокруг". Лидер "Алисы" слишком зрелый и мудрый человек, чтобы дергаться в такт любым политическим вибрациям, и он совсем не склонен подкидывать дровишек в огонь. Хотя взгляды Кинчева его поклонникам давно известны - так, в Севастополе он добрый десяток лет выступает под флагом "Крым - это Россия". Но "большой печали" в том, что и как поет сегодня автор "Неба славян", куда больше, чем жажды кого-то в чем-то переубедить: "За добро схватились топоры - трещат миры!", "От одних кровей, на одной земле - резня. Что такое мы, пришлому понять нельзя".
Ольга ГОРНОВА.