Творческая мысль играет незаменимую роль

Творческая мысль играет незаменимую роль

Патриции Древнего Рима уже называли инженерами хитроумных изобретателей. Однако, поколениями пребывая в роскоши, постоянно забывали заглянуть в завтрашний день. И вместо наблюдений за явлениями природы и размышлений о будущем колеса дурели от вида пролитой крови, наслаждались лязгом щитов и звоном мечей, на том и канули в Лету…

Без инженера - никуда

Следует ли напоминать, что и в современном обществе без инженеров невозможно просто поддерживать достигнутый цивилизацией уровень благосостояния и комфорта, не говоря о дальнейшем развитии? Тогда возникает вопрос: почему мы топчемся на месте?
- В советские времена Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы ежегодно выдавал более 100 тысяч авторских свидетельств на изобретения (так в те времена назывались охранные документы патентного ведомства). На каждые десять тысяч человек населения страны приходилось 4 и более творцов новых технических решений. По этому показателю Союз находился на самых передовых рубежах в мире. Для начала стоит кое-что сравнить в состоянии дел с изобретательством в стране, - рассказывает председатель совета Нижегородского регионального отделения ВОИР Илья Филимонов.
По его утверждению, всплеску изобретательской активности способствовало создание патентных служб непосредственно на предприятиях, денежное поощрение за полученный патент и государственная гарантия ежегодного вознаграждения авторов при внедрении изобретения. Кроме того, авторы могли получать качественные консультации по оформлению своих идей в первичных организациях ВОИР.
В современной России в период с 2000-го по 2013 год ежегодно в среднем выдавалось чуть больше 19 600 патентов. К слову сказать, за 2013 год Роспатентом выдано 21 378 патентов. На сотню человек, занятых в сфере материального производства и составляющих менее 35 процентов населения страны, приходится не более 0,1 автора изобретений и полезных моделей.
Система рационализаторской работы на предприятиях практически полностью развалилась в 90-х годах, а понятие "рационализатор" вычеркнуто из законодательства. Если, например, в Горьковской области ежегодно внедрялось до 1300 запатентованных изобретений и до 70 тысяч рационализаторских предложений с экономическим эффектом около 30 и 60 миллионов советских рублей соответственно, то нижегородцы в 2000-х годах патентуют только по 650 - 700 нововведений, а реальные сведения об их внедрении отсутствуют…
Эти цифры, приведенные Ильей Филимоновым, кандидатом технических наук, автором многих изобретений, лишний раз подчеркивают остроту положения, в котором оказались многие наши "инженеры".

Загубили инициативу

- ОКБМ им. Африкантова в советские годы получало более ста авторских свидетельств на изобретения. Сегодня - единицы, - говорит председатель местного отделения ВОИР Петр Булаев.
Может быть, иссякла рационализаторская мысль, перевелись изобретатели?
На самом деле, переложив бремя уплаты государственных пошлин в процедуре подачи заявок, их экспертизы и выдачи патента на плечи авторов, отказав им в денежных вознаграждениях за полученные патенты и лишив всякой надежды на поддержку при внедрении, государство уничтожило творческую инициативу масс. Многие ли авторы способны изыскать девять тысяч рублей, чтобы уплатить положенные пошлины? А если суммы пошлин для патентования всего задуманного составляют сотни тысяч рублей?
И не каждому удается пробить тех чиновников, которые, заняв круговую оборону отписками и перепасовыванием друг к другу, отнимают последние силы энтузиастов, пытающихся внедрением своих разработок подтолкнуть остановившуюся в развитии страну. На том же ОКБМ им. Африкантова двое неравнодушных инженеров помогают изобретателю ветрогенератора нового типа внедрить новшество, на которое получены три патента. (К сведению, получение патента означает не только мировую новизну и изобретательский уровень, но и промышленную применимость, в том числе работоспособность, предложенного технического решения.)
Все началось в 2012 году. Они пишут письмо в Сколково, предлагая включить разработку в число тем центра. Получают отказ. Пишут снова. Получают второй отказ. Следующее письмо направляют в Минэкономразвития (копия в администрацию президента), их пасуют в Минэнерго, далее - перепасовка в "Русгидро". Прошло два года и… безрезультатно, хотя сдаваться они не собираются.
Возможно, кто-то полагает всерьез, что кое-где проводимые конкурсы изобретателей с символическими призами способны переломить ситуацию в стране? Или копеечные гранты государственных программ помогут внедрению значимых изобретений? А спасение придет от коммерческих банков, у которых невозможно получить кредит на внедрение изобретения? До сих пор это были сомнительные меры, что и демонстрирует статистика.
Но ведь положение дел с введением экономических санкций Запада в стране только осложняется. И не случайно президент Владимир Путин остро поставил вопрос об импортозамещении, который необходимо решать быстрее. Творческая мысль рационализаторов и изобретателей в этом случае могла бы сыграть незаменимую роль. Но что делать в условиях, когда отсутствие реального роста числа выдаваемых патентов свидетельствует о неэффективности мер, предпринимаемых до сих пор, когда сохраняется нежелание бизнеса финансировать опытные работы, а в исследовательских центрах постоянный дефицит средств?
Ответ между тем прост. На сегодняшний день нет никого более заинтересованного во внедрении изобретений, чем сами авторы. Следовательно, государство должно принять программу прямого финансирования изобретателей.

"Маткапитал” для Кулибина

Первым этапом подобной программы могло бы стать возвращение к методике стимулирования изобретательской деятельности, аналогичной существовавшей в СССР, когда изобретателю кроме авторского свидетельства вручали и материальное поощрение. Измененное сообразно масштабу цен аналогичное поощрение в настоящее время, несомненно, станет началом перелома в деле развития интеллектуального технического творчества в стране.
Следующий шаг - гарантии получения авторами части прибыли при использовании изобретений. И, конечно, в отличие от советских долей процентов, выплачиваемые суммы должны быть в сотни раз больше.
Заметным стимулом стало бы увеличение сроков поддержания патента в силе до уровня, предусмотренного Гражданским кодексом для охраны авторских прав в области культуры: в течение их жизни плюс 70 лет.
Не стало бы "пятым колесом" в гипотетической программе возрождение рационализаторской деятельности на предприятиях. Она всегда ведет к увеличению прибыли, ради которой и ведется бизнес.
Наконец, необходимо увеличить финансирование Федерального института промышленной собственности для привлечения большего количества профессиональных экспертов с целью повышения ответственности данного ведомства за выданные патенты.
Нужен и новый закон, создающий механизм совсем другого уровня и масштаба стимулирования. Без оглядки на благополучный Запад, в России автор или авторский коллектив должен автоматически получать за каждый патент в момент его выдачи, например, миллион рублей, которые можно направить только на практическое воплощение своих идей.
Двадцать - двадцать пять миллиардов рублей в год, выделенных для поддержки изобретателей, не представляются непосильным бременем для бюджета страны, даже при сохранении права собственности авторов на свое детище. Внедрение всего десяти процентов изобретений даст прибавку к валовому внутреннему продукту, исчисляемую триллионами рублей.
Скептикам можно напомнить, что материнский капитал начал помогать выбираться из демографической ямы…
Немалая часть средств на договорных началах должна быть адресована образовательным и академическим центрам России для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), без которых невозможно рассчитывать на внедрение масштабных изобретений.
Самими авторами будет закупаться новейшее производственное оборудование для создания опытных образцов, а нередко и серийного производства многих изобретений. В случаях нехватки ресурсов изобретатели быстрее смогут договориться друг с другом о сложении финансовых усилий, что само по себе приумножит возможности в проведении НИОКР и приобретении необходимого оборудования. Такие "изобретательские пулы" зачастую смогут стать зародышами современных предприятий с рабочими местами нового уровня. Высокотехнологичные производства придадут мощнейший импульс ускорения в разных направлениях, способный превратить Россию в мирового лидера.

Владимир КУЗИН, изобретатель. 

Следите за нашими новостями в удобном формате