Мы застали мастера за работой, с кистью в руке и в фартуке с разноцветными брызгами, каким и представляется всем настоящий живописец. За всю его жизнь был только один период, когда он сменил карандаш и кисть на автомат, нарукавники и фартук - на гимнастерку. Это было во время Великой Отечественной войны.
Портрет Ильича
Первую свою картину Костя Назаров написал прямо на стене своей комнаты. Он изобразил не кошку и не мышку, а сразу портрет дедушки Ленина, его тезки по отчеству - Ильича. Отец со службы пришел и дал сыну ремня, чтоб не портил стены. Было художнику тогда всего три или четыре года, но первый портрет он запомнил не из-за трепки, а потому, что недоволен был работой, не понравившейся отцу.
Сейчас Константин Ильич - член Союза художников России и ветеран Великой Отечественной войны. К 70-летию Сталинградской битвы ему, единственному из богородчан, был вручен памятный знак как участнику войны от благодарных нижегородцев. Поздравления принимал и от президента, и от нашего губернатора, и от главы Волгоградской области - из города, который защищал с оружием в руках. Стрелок-разведчик, он был среди тысяч сталинградских героев и чудом остался жив.
Став в той битве инвалидом первой группы, поступил в юридический институт, где сам декан, увидев потешные шаржи, объяснил студенту, в чем его талант. Константин перебрался в художественный институт Алма-Аты, откуда вышел профессиональным художником.
Заветная картина
Служба в разведке, да и весь жизненный опыт долгих лет дали ему богатейший материал для работы. На десятках картин - война и ее герои. Многое пишет по памяти.
Есть заветная картина, которую вынашивал в сердце долгие годы, не решаясь на окончательный вариант. Константин Ильич прочитал нам сокровенные строки из своего дневника воспоминаний, изданного теперь уже книгой.
Как лежал чуть живой в госпитале, не надеясь выжить. Как врачи благоприятных прогнозов не делали, умирал боец. Но однажды, приоткрыв тяжелые веки, увидел белое небесное создание, прекрасную девушку, ухаживающую за ним медсестру. Она говорила с ним, но он не слышал слов.
И такой показалась девушка полной жизни и силы, что заставил себя вновь открыть глаза, прислушаться, потом еще и еще. И так захотелось жить, что каждый день заставлял себя сделать движение, поворот головы и пошел на поправку, вернулась и жажда жить.
Ту медсестру, мимолетный образ которой сохранил в памяти всю жизнь, сумел написать лишь через годы. Назвал "С добрым утром" запечатленный им хрупкий и нежный образ среди цветущей весны как символ жизни на земле. Картина хранится в одной из частных коллекций Москвы. Может быть, это и есть самая лучшая его работа о войне - без смерти, взрывов и огня?
В мастерской
Небольшая квартирка на улице Туркова в Богородске уже давно превратилась в галерею-мастерскую, куда приходят люди полюбоваться творчеством Константина Ильича. И хотя он чистый портретист, любимая работа его самого и жены, верной спутницы и ценительницы таланта Натальи Егоровны, пейзаж "Перед грозой".
- Думаю, что прожитые 97 лет дают мне право домысливать сюжеты, - смеется Константин Ильич.
На берег живописной речки за Александровским лесом близ деревни Убежицы, как волшебник, переместил он церковь иного богородского села. И задышал пейзаж, и ожил, будто ангел осенил его светлым крылом. Воспевать родной край, высокие отношения в семье считает он главной темой своей. Недаром на многих картинах - портреты матерей с детьми, отцов с сыновьями в самых разных обстоятельствах жизни: занятия музыкой, сборы в школу, походы и привалы. Его супруга, чтобы помогать дочерям, изучила нотную грамоту. Вот она на картине "К уроку". В комнате Натальи Егоровны картины, которые он дарит и посвящает ей. У них две дочери - Елена и Елизавета, врач и ученый-физик. Трое внуков: Артем, Илья и Иннокентий, а недавно в Москве родился правнук Ярослав.
Веселые, добрые, жизнерадостные, живут они в кварире-музее, где все отдано живописи. А с дедом готова идти в разведку вся родня и многочисленные ученики третьей богородской школы, где он преподавал. Поэтому написать нужно еще так много…
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото автора