К сожалению, с пугающей регулярностью мы слышим о случаях сексуального насилия над детьми и подростками. Например, не так давно житель Дзержинска отправился на полтора десятка лет в колонию строгого режима за то, что совершил подобное деяние по отношению к семилетнему сыну своей сожительницы. Между тем существование такого явления, как сексуальное насилие над детьми в семье, еще совсем недавно обществом не признавалось. Да и точных масштабов этого бедствия не было известно.
В группе риска
Более того, юным жертвам, написавшим заявление в правоохранительные органы, испытавшим шок от действий преступника, приходилось еще и преодолевать семь кругов ада в виде следственных и судебных мероприятий. Многократно рассказывать про ЭТО бесчисленным стражам закона, подвергаться унизительным экспертизам. Выйти из этого с нормальной психикой удавалось немногим детям.
И вот, наконец, о необходимости позаботиться об изломанных душах изнасилованных детей, о соблюдении бережного с ними обращения на всех этапах уголовного производства (а также о расширении профилактики подобного вида преступлений) заговорили на государственном уровне.
- В 2010 году эта проблема была выведена из зоны молчания, - говорит руководитель департамента стратегического планирования и мониторинга Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Захарова. - По данным МВД, в 2009 - 2012 годах количество изнасилований несовершеннолетних возросло в 2,7 раза, а случаев действий сексуального характера - в 6,5 раза.
Многие считают, что это происходит из-за утраты семейных ценностей. Между тем, по мнению исполнительного директора федерального проекта "Крепкая семья" доктора психологических наук Артура Реана, семья может быть как фактором профилактики, так и фактором риска. "Воспитание" в некоторых семьях повышает вероятность того, что ребенок может стать жертвой.
- Ряд исследований показал, что центральный фактор риска - отсутствие правильных социальных навыков у ребенка, а не его личностные факторы. Значит, нужно ребенка обучить этому.
Но умеют ли наши родители правильно воспитывать своих чад? До сих пор перед многими встает вопрос, нужно ли, к примеру, наказывать своих детей за проявление агрессии.
- Я считаю, что если не наказывать, то в итоге мальчик или девочка будут считать, что им все дозволено. И поэтому в дальнейшем они могут сами стать жертвами, например, изнасилования, - считает Артур Александрович. - Навыки морального поведения должны быть привиты в семье.
По данным исследований, в 39 процентах случаев жертвы сексуального насилия в момент совершения над ними преступления находились в состоянии алкогольного опьянения, в 93 - употребляли спиртное вместе с насильником, в 76 изнасилование происходило в доме насильника, в 17 насильник был знакомым жертвы, в 54 - случайным знакомым, 5 происходило в доме потерпевшего.
Воспитание ребенка - самое трудное в жизни взрослых. Нужно знать характер собственных детей. Например, знать, что такая черта, как демонстративная акцентуация характера (крайнее проявление нормы), является фактором риска.
- Вот показательный пример из моей практики эксперта, - рассказывает Артур Реан. - Шестнадцатилетняя девушка приехала в деревню к бабушке. Пошла гулять по улице вечером с подругой. К ним подкатил парень на мотоцикле, тоже приехавший на каникулы. Разговорились. Подруга в основном молчала, а наша героиня начала рассказывать о себе, мол, она уже взрослая. Дескать, и выпить не прочь, и с мужчинами-то у нее уже все было. В итоге ровесник пригласил ее покататься и увез в поле за деревню. Там он предложил девушке вступить с ним в интимную связь. Та отказалась, начала плакать, просить, чтобы тот отвез ее к бабушке. Но бесполезно. После изнасилования было возбуждено уголовное дело. Позже выяснилось, что девушка перед этим была девственницей. Вообще несовершеннолетним свойственны сексуальные фантазии и самооговоры. Понятно, что на улице девушка все это придумала, чтобы выглядеть круче в глазах подруги, чтобы парень обратил внимание именно на нее. А тот, учащийся ПТУ, понял это по-своему. Он же не детский психолог.
Между тем в криминальной хронике детских изнасилований нередко фигурируют воспитанники детдомов. И это не случайно. О том, что их воспитанники в общей массе не могут адаптироваться к жизни в обществе, говорится давно.
Сама виновата?
По данным СК РФ по Нижегородской области, в 2011 году в регионе 78 несовершеннолетних подверглись сексуальному насилию, в 2012 - 70, в 2013 - 71. За 10 месяцев 2014 - 48, из них 16 детей в возрасте 10 - 14 лет, 8 - в возрасте 5 - 10 лет, 4 - в возрасте 14 - 18 лет, и 20 детей подверглись развратным или иным действиям сексуального характера.
- К сожалению, в нашем обществе считают, что жертва сама виновата. Мол, девушка вела себя вызывающе, надела короткую юбку, выпивала. Это в корне неверно! - считает старший инспектор организационно-контрольного отдела Следственного управления СК РФ по Нижегородской области Людмила Чернова. - Красиво одеваться и желание нравиться - это естественное для женщины желание. Но это не говорит о том, что она доступна. Если девушка отказалась вступать в интимную связь, то любой мужчина должен знать: если он будет и дальше настаивать и перейдет к действиям, то это уже расценивается как преступление и наступает уголовная ответственность. И общество не должно осуждать девушку. Преступления такого рода были всегда. Если сейчас по статистике их больше, то это значит, что их просто стали лучше выявлять.
А что происходит после того, когда самое страшное уже случилось? Преступника ведь нужно найти и обязательно наказать, чтобы ему неповадно было дальше насиловать детей. А как узнать приметы, да и вообще уточнить, как все было, чтобы доказать его вину? Как получить всю необходимую информацию о произошедшем от несчастной маленькой жертвы?
- В момент совершения преступления обычно страх ребенка парализует его волю, а оказанное им сопротивление искажает запоминание преступника. Интимные переживания вызывают душевные расстройства, потерю речи, - поясняет Людмила Чернова. - В дальнейшем дети опасаются сообщать взрослым и в правоохранительные органы, не знают, как выбраться из положения. Часто родственники давят на детей, и те меняют свои показания, чтобы весь этот кошмар для них поскорее закончился. Изнасилованная девочка даже может выйти замуж за злодея. В следователе жертвы насилия часто видят не помощника, а противника. Поэтому для такой работы кроме следователя нужны психолог, социолог и педагог.
Комната-помощница
Наконец проблема общения правоохранителей с маленькими жертвами сексуального насилия, кажется, близка к решению. Законодатели установили, что с 1 января 2015 года в ходе следственных действий с участием несовершеннолетних обязательно должно вестись видеонаблюдение. При этом все опросы таких детей обязаны проводиться исключительно в специально оборудованных комнатах опроса. При этом четко прописано, что именно они должны представлять из себя.
- Собственно, это три смежных помещения: комнаты для ожидания и допроса и обзорная комната. Каждое помещение - с отдельным выходом. Там должны быть игрушки и все необходимое для рисования и других занятий, - поясняет завкафедрой социальной и организационной психологии НГПУ им К.Минина психолог Нижегородского ресурсного центра "Детство без насилия и жестокости" Людмила Морозова, которая занимается проблемой сексуального насилия в отношении детей вот уже 15 лет. - Кроме видеокамер нужны чувствительные микрофоны, способные улавливать тихий голос ребенка. Комната опроса - место, где ребенок не должен испытывать повторной травматизации. Два изолированных помещения необходимо разделить коридором. Из специального операторского помещения, отгороженного зеркалом Гезелла, должно быть видно, оказывается ли на ребенка давление и как он реагирует на вопрос. Через наушники сидящие в операторской могут подсказать ведущему, что спросить дальше.
На сегодняшний день все международные документы по этому направлению нашей страной уже ратифицированы.
Действительно, еще в советские времена в американских фильмах мы видели, как психолог разговаривает в такой вот изолированной комнате с жертвой, а за непрозрачным стеклом (зеркало Гезелла) следователь и другие процессуальные лица наблюдают и подсказывают психологу. Теперь, наконец, эта цивилизованная форма придет и к нам.
- По международным нормам опрос ребенка желательно проводить одними и теми же людьми. Количество вопросов должно быть сведено к минимуму. Нужно, чтобы с ребенком вели общение, учитывая его возраст и психосексуальное развитие. Есть подростки, которые в 14 лет совсем дети, а есть такие, которые и в 10 лет уже развиты сексуально, хотя интеллектуально этого не осознают, - поясняет Людмила Морозова.
В Нижегородской области решили, что такие комнаты должны быть расположены в детских реабилитационных центрах. То есть там, где располагающая обстановка, есть другие подростки, детская площадка и ребенку-жертве не страшно.
Помещения уже выделены, а удовлетворяют ли они всем международным требованиям?
- Я считаю, что таких комнат у нас в регионе пока нет, - констатирует Людмила Морозова. - Зеркало Гезелла очень дорого. Также есть проблема приобретения анатомических кукол, которые обязательны для таких помещений.
К этой проблеме добавляется еще одна - пожалуй, более важная. Это нехватка кадров.
Кадры бегут
- Следователи, у которых есть собственный ребенок, еще как-то умеют разговаривать с детьми-жертвами, - поясняет Людмила Морозова. - А молодые сотрудники, бывает, совсем не знают, как подступить к ребенку. Между тем к таким детям нужен особый подход, ведь есть и двухлетние жертвы насилия. Следователь, например, может задать сразу четыре вопроса, а надо по очереди по одному. Он может не знать, что по закону опрос ребенка до 5 лет не может проводиться дольше 20 минут.
- В ходе следственных действий должен обязательно присутствовать психолог. Но не обычный, которого готовят наши вузы, а прошедший специальное обучение по общению с детьми, подвергнувшимися сексуальному насилию. Кроме того, психолог должен понимать все нюансы следственного процесса. В то же время следователю важно учитывать психологические особенности детей различных возрастов. На сегодняшний день следователь зачастую не видит необходимости в присутствии психолога. Да и сам врач чувствует себя неуверенно. Он ощущает, что находится чисто формально. Между тем они могут друг друга дополнять. В задачи психолога входит подготовка детей, если они не хотят говорить, помощь следователю в правильной оценке рассказа ребенка.
Даже взрослому, впервые попавшему в здание суда, бывает не по себе. А уж что говорить про детей. По международным нормам ребенка-жертву нужно подготовить к судебному заседанию. Дать посидеть на месте дачи показаний заранее, объяснить, кто есть кто на процессе. Предупредить, что в зале может быть преступник, но безопасность обеспечена.
Хотя в этом направлении в Нижегородской области есть подвижки. Педуниверситет начал с этого года готовить таких психологов, причем на бюджетной основе. Однако здесь возникает другая проблема. Там обучаются психологи из районных реабилитационных центров. Между тем у них очень низкая зарплата, поэтому велика текучка кадров.
По словам Людмилы Черновой, подготовить следователей, работающих только по делам о сексуальном насилии над несовершеннолетними, невозможно. Их загрузка не позволяет иметь такую специализацию. Однако в рамках повышения квалификации следователи такую подготовку проходят.
На состоявшемся на днях семинаре ПФО в Нижнем Новгороде "Оказание комплексной помощи несовершеннолетним - жертвам преступлений сексуального характера и их близким родственникам" как раз обсуждались эти и многие другие проблемы.
По итогам его участники приняли резолюцию, рекомендующую, в частности, продолжать межведомственное взаимодействие. Налаживать действенные связи между дежурными частями полиции, центрами социальной помощи семье и детям и детским телефоном доверия по организации совместного реагирования на прямые обращения о случаях насилия; предложить региональным и федеральному Министерству образования принять дополнительные меры по подготовке и повышению квалификации специалистов, работающих в этой сфере.
Ольга МАКАРОВА. Фото clean-internet.ru.
Справка "НН"
Зеркала Гезелла представляют собой стекла, покрытые тонким слоем металла - так, что часть падающего на поверхность стекла света отражается, а часть проходит насквозь. При этом насквозь свет проходит в обоих направлениях. Если таким стеклом отгородить хорошо освещенное помещение от слабоосвещенного, то со стороны светлого помещения оно будет казаться зеркалом, а с другой стороны оно будет выглядеть затемненным окном. Это объясняется тем, что со стороны освещенного помещения отражение будет маскировать свет, проходящий сквозь стекло из темного помещения. А со стороны темного помещения картина будет обратная: проходящий сквозь стекло свет будет более интенсивным, чем отраженный. Использование первых полупрозрачных стекол относят на счет американского психолога А.Л.Гезелла. Впоследствии усовершенствованные стекла получили его имя.
Цифры
По данным министерства социальной политики Нижегородской области:
за 6 месяцев 2014 года в Нижегородской области зарегистрировано 507 преступлений в отношении несовершеннолетних, что на 20 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года;
на 8 процентов сократилось число родителей, лишенных родительских прав в связи с пренебрежением нуждами ребенка (2011 год - 1434 человека, 2013 год - 1297 человек);
в 2 раза возросла доля специалистов, занятых в системе профилактики жестокого обращения с детьми и повысивших свой профессиональный уровень (2011 год - 340 человек, 2013 год - 680).
Кстати
На сегодняшний момент в Нижегородской области:
- открыто и работает первое специальное стационарное отделение помощи детям - жертвам насилия на базе ГКУ "Социльно-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Улыбка" Автозаводского района Н.Новгорода;
- создан областной ресурсный центр по проблеме насилия и жестокого обращения в отношении детей на базе ГБУ "Центр социальной помощи семье и детям Арзамаса";
- в Нижнем Новгороде подходит к завершению работа по открытию первой кризисной квартиры как временного убежища для матерей с детьми, пострадавших от домашнего насилия.
А как у них?
По данным ЮНИСЕФ за 2012 год, пятую часть убитых в мире составляли дети, подростки и молодые люди до 20 лет. Это 95 000 человек.
По статистике, одна из десяти девочек была изнасилована или в отношении нее были совершены иные действия сексуального характера.
***
В Эстонии комнаты опроса несовершеннолетних жертв обязательно оснащены анатомическими куклами: мальчик и девочка, дядя, тетя, дедушка и бабушка.
В США часто такие комнаты располагаются в детских больницах, тут же детей и лечат при необходимости. При осмотре используется специальная аппаратура детского гинеколога, а не как в России - на гинекологическом кресле.
В Нидерландах полицейские в течение 14 месяцев проходят подготовку по общению с детьми, подвергнувшимися сексуальному насилию.
В Сан-Диего есть специалисты, которые готовят детей к суду.