"Нижегородские новости" много пишут об образовании, его метаморфозах, о ЕГЭ. Изменения, как хорошие, так и не очень, особенно видны самим учителям. Думаю, что пришла пора поговорить о том, как соблюсти заповедь "не навреди". Расскажу о своих наблюдениях.
К положительному, несомненно, стоит отнести информатизацию образовательного процесса. В большинстве школ есть компьютеры, интерактивные доски и другая современная техника. Еще одним большим плюсом можно считать официальную установку нижнего предела наполняемости класса. Теперь в нем должно быть 25 учеников, а не 40 - 45, как это было в 70 - 80-е годы прошлого века. Можно заниматься индивидуально.
Но, несмотря на все это (и опытные учителя могут сравнить), катастрофически падает уровень знаний, умений и практических учебных навыков выпускников средних школ. Достаточно сказать, что по этой причине выпускники, справившиеся с ЕГЭ и поступившие в вузы, не всегда соответствуют стандартам образования. В высшей школе вынуждены предварять изучение своей программы подготовкой по школьному материалу, хотя бы по профилирующим дисциплинам.
Не менее серьезным минусом является явное несоответствие между тем, чему учить (хорошие стандарты знаний III поколения по всем предметам) и как, а главное - когда учить. Так, за два урока физики в неделю в старших классах нельзя в полной мере освоить логику науки, ее законы, научить практическому применению, решать расчетные, графические и экспериментальные задачи. А еще заниматься историей физических открытий, знакомиться с биографиями ученых и т.д. Все это было раньше.
Составители нынешних программ, похоже, забывают, что голова ребенка - не сосуд, куда можно "залить" знания по разным предметам. Запоминанию новых сведений должна предшествовать глубокая умственная работа ученика под руководством педагога, многократное повторение изученного на возрастающих по степени сложности уровнях. Психологи дают верхний предел усвоения нового понятия для нормального человека в 39 повторов! Но учитель, ограниченный рамками учебного плана, вынужден формировать соответствующие компетенции, используя минимальные мыслительные действия своих подопечных: 5 - 7 минут рассказывает про какое-то физическое явление и закон, его описывающий. Затем дети решают задачи путем подстановки чисел в формулу, выражают из нее различные величины. Более серьезные задачи решать не позволяет отведенное время. При этом у детей складывается впечатление, что они все поняли! И все довольны: школа - хорошими оценками, родители - хорошими учителями. Происходит вынужденный обман.
Это не означает, что наша земля оскудела талантами, как среди педагогов, так и среди учащихся. Нижегородская область вошла в первую десятку из 85 регионов России в рейтинге по числу победителей олимпиад в стране. А в целом уровень знаний падает. Ведь даже простых арифметических действий в пределах сотни без микрокалькулятора выпускники в массе своей не умеют выполнять, при сложении простых дробей складывают отдельно числители и знаменатели, делают множество других, уму непостижимых ошибок. Сегодня нужно очень серьезно думать о составлении школьных программ.
Вера ХРОЛОВИЧ, учитель физики с 40-летним стажем. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.