При всяком упоминании о неравном браке сразу вспоминается знаменитая картина Пукирева, где молодая красавица идет под венец со стариком. Сегодня мезальянсом никого не удивишь: миром правит золотой телец, и в угоду ему смазливые альфонсы предлагают себя стареющим бизнес-леди, а пузатые кошельки беззастенчиво покупают нимфеток. Но, как говорят психологи, для неравных браков одну из наибольших опасностей представляют не сами отношения мужа и жены, а чрезмерное внимание и вмешательство в их жизнь окружающих.
Это любовь?
Имя Марина, в переводе с латыни означающее "морская", в Богородске настолько распространено, что кто-то даже придумал легенду: якобы здесь, на месте знаменитых кожевенных заводов, смердящих на всю округу, когда-то давно плескались волны изумрудного моря. Марина Клюева вместе с родителями переехала в Богородск из Пензы, где тоже никогда не было морей, и весьма органично вписалась в гильдию местных Марин. Более того, она была намного красивее большинства из них, поэтому без особого труда устроилась на престижную, по здешним меркам, работу - администратором гостиницы.
Очень скоро она вышла замуж за Валерия Чупрова, экспедитора небольшого придорожного кафе. Избранник оказался на 20 лет старше красавицы. У него за плечами был развод и двое взрослых детей, а у нее - красный диплом и романтическое представление о семейной жизни. На свадьбе мать Марины оплакивала ее, как на похоронах, тесть - ровесник зятя - сидел набычившись, чернее тучи, а сестра-двойняшка таращилась во все глаза на "молодого", пытаясь понять: что же в этом тщедушном мужике нашла их Маринка?
- Не пара он ей, ох, не пара! - качали головами сердобольные старухи. - Не по себе дерево срубил, она ж цветочек…
И только самые добросердечные, а их в злопыхательском и завидущем Богородске нашлось аж целых двое - ближайший друг Валерия и заведующая районным загсом - понимающе вздыхали: это любовь!
На те же грабли
Он ее на руках носил, лапушкой называл, заинькой… С работы придет, ужин приготовит, грядки в огороде польет, попутно георгинов в палисаднике нарежет, в вазу поставит и ждет свою ненаглядную. Ну, бывает, задержится она, ведь у них там в гостинице не одно, так другое… А душа-то не на месте: молодая, красивая, богатые мужики вокруг увиваются, вдруг не устоит? Но лишь дверь распахнется - закружит ее по горнице: золотце мое!
Жить бы да радоваться, при чем тут разница в годах, когда глаза в глаза, рука в руке и на двоих одно неровное дыхание? А родня Маринина не унималась: на что он тебе сдался? Говорили, что мать Марины, то бишь теща, занемогла исключительно из-за переживаний за дочь и вскоре умерла, не дождавшись внука.
Когда Марина первенца родила, Валерий не ходил - летал над землей. Ровесники внуков нянчили, а он - опять молодой папаша! А уж Марина-то как расцвела… Иные после родов кадушка кадушкой делаются, а она - будто и не рожала вовсе, такая фигуристая.
Пока Марина в декретном отпуске была, Валерий не печалился: за день ласонька так накрутится с ребенком, что в постель падает замертво. А вот как Артемку в ясли определили, так и началось.
Ревновал он ее сильно. Боялся, что родственники все-таки победят: найдут ей молодого да богатого. Следил, бывало, разговоры подслушивал, эсэмэски на ее мобильнике читал, через плечо украдкой каждый раз заглядывал, когда она у компьютера сидела: не пишет ли ей кто на личную почту? Он упрекал - она обижалась. Дальше - больше, он кричал - она плакала, он кулаком по столу - она, забрав сына, к отцу на всю ночь…
Однажды дошло до того, что не выдержала молодая жена и подала на развод. И ведь развела их заведующая районным загсом, чмокнула еще раз штампиком по страницам их паспортов, загасив, по долгу службы и согласно Семейному кодексу Российской Федерации, пламя великой любви.
Года не прожили в разводе, извелись оба: Валерий тосковал так, что почернел весь от бессонницы. Марина вместо того, чтобы новую любовь искать, вспоминала мужнины жаркие объятия и тоже не спала по ночам. Но недолго ликовала победившая родня. Богородск - городишко небольшой, стоило только однажды бывшим супругам встретиться на улице, как уцелевший чудом уголек опять затеплился, занялся и встряхнул пепелище. Полыхнуло жаром и понеслось. А уж когда Марина забеременела во второй раз, пошли Чупровы обратно в загс с заявлением о вступлении в брак.
- Вот такие итальянские страсти разыгрываются у нас в Богородске! - чуть ли не с гордостью говорил мне старший следователь межрайонного следственного отдела Следственного управления СКР по Нижегородской области лейтенант юстиции Андрей Лунин. - Поженились они во второй раз.
Следователь хоть и старший согласно табелю о рангах, но возрастом еще молод, ему такая любовь в диковинку.
- Конечно, это дело не простая бытовуха, - рассуждает вслух Андрей Александрович. - Обычная в провинции - это когда все пьют, потом скандалят, потом хватаются за нож. А здесь - нормальные люди, не маргиналы и вдруг - огнестрел…
Никого не хотел убивать…
История любви и ревности в семье Чупровых повторилась с той лишь разницей, что теперь детей было двое - мальчик Артем 2006 года рождения и девочка Алиса 2009 года рождения. Валерий по-прежнему ревновал, Марина отстаивала свои права, родня науськивала, соседи с любопытством наблюдали… Вдобавок хозяин придорожного кафе, где работал глава семьи, обанкротился, и экспедитор остался без работы. А когда его супруге исполнилось 33 года, ему уже было 54 - такая математика обратной силы не имеет. Появился повод выпить…
Из материалов уголовного дела:
"По данным следствия, 4 ноября 2014 года в городе Богородск гражданин В.Ч. 1960 года рождения на почве давно сложившихся личных неприязненных отношений взял имевшееся у него огнестрельное оружие - карабин "Сайга" и в частном доме, принадлежащем гражданину А.К., сначала открыл стрельбу по находящейся в комнате оргтехнике, а потом целенаправленно произвел два выстрела - в гражданку М.Ч. 1980 года рождения и в хозяина дома, гражданина А.К. 1959 года рождения…".
- Он производит впечатление вполне адекватного человека, - спокойный, уравновешенный, - рассказывает о Валерии следователь Лунин. - На допросах отвечает обстоятельно, охотно, во всем признается, раскаивается…
…Сейчас Валерий, конечно же, говорит, что никого не хотел убивать. И не пьяный он был, так - чуть выпивши… Да, карабин у него был не зарегистрирован, купил когда-то "для самообороны". Для самообороны, дескать, взял и когда к Клюевым пошел вместе с сынишкой. И ревность, уверяет, тут ни при чем.
А ближайший друг потом расскажет:
- Валерка хороший, но однажды выпил лишнего и признался: Марина как выпьет в гостях или на каком празднике, ей мужика подавай. А он, мол, уже ее не устраивает…
Валера к тому времени жили с Мариной порознь и детей поделили: Марина с дочкой пребывали у тестя, а Артемка оставался с отцом. Но Валерий хотел воссоединения семьи, вот и отправился в День единства налаживать дипломатические контакты.
Родня забаррикадировалась в доме, заперев дверь на засов. Но был еще и другой вход, и разъяренный недоверием зять о нем знал.
- Я, когда услышала, что он ломится в дверь, схватила племянников, и мы выпрыгнули из окна на улицу, - восстанавливала хронологию сестра Марины, которая проходит сегодня по делу свидетелем. - Побежали к соседу, тот стал звонить в полицию. Потом услышала выстрелы…
Когда полицейские вошли во двор дома Клюевых, Валерий спускался с крыльца.
- Я жену убил, - отрешенно глядя в сторону, сказал он и протянул патрульному еще теплый от выстрелов карабин.
Когда следственно-оперативная группа появилась на пороге комнаты, первым в глаза бросилось распростертое на полу тело "ласоньки". Раненный в плечо и онемевший от ужаса хозяин дома склонился над дочерью. И все вокруг было забрызгано кровью и осколками "расстрелянных" телевизора и компьютера.
- О чем ты думал-то, когда стрелял по людям? - все пытается понять Андрей Александрович, в который раз задавая этот вопрос своему визави на допросе.
- Ни о чем, не понимал я, что делаю, - отрешенно глядя в сторону, бубнит когда-то счастливый отец и муж.
Валерию Чупрову было предъявлено обвинение в убийстве, и он опять был внешне спокоен, казалось, ни один мускул не дрогнул на его бледном лице, когда он подписывал протокол.
И одному Богу известно, что теперь у него на душе, кроме самых страшных земных грехов. И одному Богу известно, что же это за штука такая - любовь...
***
Кстати, при обыске следователи обнаружили в документах арестованного завещание, датированное 3 ноября 2014 года. В нем убийца завещал сыну свой дом.
Татьяна ЧИНЯКОВА.
(В интересах следствия имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены. Автор выражает благодарность старшему следователю Богородского МСО СУ СКР по Нижегородской области Андрею Лунину за помощь при подготовке материала.)