Родители в мучениях выбирают программу обучения

Родители в мучениях выбирают программу обучения

До перестройки все дети учились по единой программе, и советское образование считалось в мире лучшим. Теперь у родителей есть право выбирать школу, учителя и даже программу обучения. При этом от них порой требуется все глубже вникать в тонкости образовательного процесса. Однако папы и мамы, привыкшие к традиционному изложению школьного материала, зачастую оказываются не готовы к новаторским подходам и формулировкам авторов современных учебников.

По традиции и для развития

Мнения о ряде программ у родителей порой очень резкие. "Дети получают не знания, а сведения. Темы не прорабатываются. Материал не закрепляется, дается обрывочно. То мы складываем, то вычитаем, то вдруг перескакиваем на умножение и деление. Возникает путаница. Участие и контроль родителей за уроками необходимы на сто процентов. Многие семьи вынуждены нанимать репетиторов с первого класса", - возмущаются на форумах в Интернете папы и мамы учеников начальной школы.
Мама семилетней Настеньки была уверена, что она все предусмотрела при определении дочки в первый класс. Было положено много усилий на то, чтобы отдать девочку в образовательное учреждение не по прописке, а в соседнюю школу с углубленным изучением отдельных предметов, которую женщина в свое время закончила сама.
- Там учителя начальных классов сильные, к тому же многие Настенины подружки по детскому саду идут туда, а значит, ей будет легче привыкать, - аргументировала свой выбор нижегородка Наталья Фролова.
Цель была поставлена, и девочка целый год посещала аж две "Школы будущего первоклассника". В вожделенное образовательное учреждение девочку приняли.
- Завуч спросила, что для нас главнее - выбор учителя или программы. Я сказала: конечно, важнее педагог. Действительно, учительница у дочки хорошая. Она нравится и детям и родителям. Но вот с выбором программы прокол вышел. Понять, чего хотят авторы от ребенка, удается не всегда. Отсутствует привычная логика. Словом, программой Занкова я очень недовольна, - поделилась мама первоклассницы.
В настоящее время существуют две системы подготовки детей в начальной школе: традиционная и развивающая. Как разъяснили в областном министерстве образования, в нашем регионе в арсенале начальной школы применяется весь имеющийся федеральный перечень учебно-методических комплексов. Это традиционные программы "Начальная школа XXI века", "Школа-2100", "Школа России", "Гармония", "Перспективная начальная школа", "Классическая начальная школа", "Планета знаний", "Перспектива". Используются и развивающие системы обучения - программы Л.В.Занкова и Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.

Решение за школой

Казалось бы, ничего страшного в этом "разнообразовании" нет: к концу четвертого класса все ученики должны прийти с одинаковым набором знаний, навыков и умений. Только путь их наработки и постижения разный. Но, чтобы ребенку в школе сопутствовал успех, его возможности должны совпадать с особенностями программы. А на практике это случается не всегда.
По словам начальника отдела дошкольного и общего образования регионального минобра Виктора Шмелева, юридически каждая школа имеет право самостоятельно разрабатывать образовательные программы и определять число и разнообразие учебно-методических комплексов. В крупных школах обычно реализуются две или три программы. Но такой выбор есть далеко не везде. При подаче заявления на зачисление ребенка в первый класс родители (законные представители) имеют право указать вариант обучения, наиболее приемлемый, по их мнению, для своего чада.
Вне зависимости от программы ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом. Задания повышенной трудности, которые ошибочно ассоциируются только с развивающими системами, есть у всех авторов, но они не являются обязательными для изучения.
Как не у всех школьников есть возможность выбрать программу, так и учителя не всегда обладают таким правом. Педагогу может программа не нравиться, но он вынужден по ней работать, "потому что таково распоряжение директора" или "потому что закуплены именно эти учебники". Естественно, это обстоятельство также отражается на учебном процессе.

Что лучше для ребенка

Как же определиться с выбором программы для своего чада?
Помочь в этом могут опытные педагоги "Школы будущего первоклассника". Именно там на занятиях дети и родители имеют возможность познакомиться с особенностями разных программ. Однако не всегда ребенок посещает такую школу. В этом случае дать совет может школьный психолог или психолог дополнительного образования. Эти специалисты знают особенности и сильные стороны разных программ начальной школы и могут предположить, насколько успешно конкретный ребенок сможет осваивать тот или иной вариант.
Кроме того, в Нижегородской области есть успешный опыт взаимодействия между педагогами начальной школы и детскими садами, когда учителя проводят занятия в детсадовских подготовительных группах. В этом случае можно смело опираться на их мнение.

Если силы переоценили

Новоиспеченный первоклассник может не потянуть программу, на которую он попал.
- Увы, такие случаи бывают, - подтвердили в региональном минобре. - Часто причина кроется в переоценке родителями возможностей своего любимого чада. Результат такой переоценки плачевный - ребенок не успевает и часто расплачивается собственным здоровьем. Именно поэтому очень важно правильно определить вектор развития ребенка.
Логичный вопрос: если программа не подошла ребенку, стоит ли его переводить в другой класс?
- Освоение любой учебной программы - это ежедневный труд. Профессиональный учитель вовремя заметит "точку отставания". При этом педагог может рекомендовать перейти, скажем, с развивающей программы на традиционную. В этом случае должен быть очень корректно построен разговор с родителями. У них не должно создаться впечатления, что их ребенок в принципе неуспешен. Семь лет - граница между детсадом и школой. В этом возрасте у детей подвижная психика и их можно научить многому. Главное, чтобы рядом оказались грамотные заинтересованные помощники в лице педагогов и родителей, - уверен Виктор Шмелев.

Александра МАХЛИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Комментарий

Екатерина КИСЕЛЕВА, учитель начальных классов школы № 19, Нижегородский район областного центра:
- Родители часто просят помочь выбрать программу обучения в начальной школе. Последние шесть лет я работаю по программе "Гармония". Она подходит детям, которым интересен русский язык. Сложности в ее освоении обеспечены ребятам с логопедическими проблемами, с неразвитым фонетическим слухом. Для юных любителей ребусов и задачек - программа "Школа 2100". Там упор на логику и математику. Интересна программа "Планета знаний". После изучения каждой темы там ребенок создает свой собственный проект. Если родители готовы вместе с ребенком учиться по-новому, помогать ему делать открытия, а не идти традиционным путем от простого к сложному, то стоит выбирать программу Эльконина - Давыдова. Эта развивающая программа требует многого и от педагога. Не случайно по ней работает не так много учителей. Если есть проблемы со здоровьем или способности первоклассника ниже среднего, то стоит выбирать "Школу России" - она наименее сложная.

Мнения

Евгения СМИРНОВА, экономист:
- Дочь учится в 1-м классе по Виноградовой. Это не программа, а темный лес. Дети прыгают с одной темы на другую. Возьмем математику: чуть-чуть умножения, чуть-чуть деления… В общем, все поверхностно. В учебнике по русскому языку не сыщешь правил. Приходится пользоваться учебниками других программ. А "Окружающий мир"! По-моему, только Виноградова не знает, что поить ежей молоком не следует! Хочется подать в суд на возмещение затрат хотя бы по переучиванию с прерывистого письма и чудесной буквы "Ы".

Ирина ДАШКОВА, режиссер:
- Дочка учится по программе "Гармония". В целом неплохая программа, но там сложный, "замороченный" русский язык. Приходится часто помогать ребенку с уроками.

Вера Алексеевна, пенсионерка:
- Работать по развивающим программам способен далеко не каждый учитель. Моему сыну в середине 1990-х посчастливилось учиться у педагога-новатора Александра Лобка из Екатеринбурга. У него был очень необычный взгляд на обучение. Например, дети сочиняли стихи. Самые красивые фразы Александр Михайлович записывал прямо на стенах класса. Сын не учил таблицу умножения - он с одноклассниками закрашивал в тетрадке клеточки в определенном порядке, а потом оказалось, что он знает всю таблицу без специального заучивания. Но когда Александр Лобок не смог довести до среднего звена наш экспериментальный класс, другой учитель, разделяющий подходы новатора, не смог подхватить эстафету неординарной педагогики… Впрочем, творческие способности, разбуженные новатором, помогли этим ребятам впоследствии достичь многого в своей жизни.

Цифры

Процентное соотношение программ, используемых в начальном звене школ Нижегородской области (в процентах):
"Школа России" - 45, "Начальная школа XXI века" - 18, "Гармония" - 16, развивающая программа Л.В.Занкова - 16. На остальные программы начального образования приходится 2 - 4 процента.

Следите за нашими новостями в удобном формате